|
|
Дионис Ченуша | |
Общий прогресс Молдовы по отношению к Европейскому союзу в период 2015-2016 годов был достаточным для того, чтобы Молдова сохраняла лидирующие позиции в рамках Восточного партнерства. Частично, присутствие Молдовы в рейтинге Индекса стран Восточного партнерства (Форум Восточного партнерства, январь 2018 года) определяется предыдущими позитивными событиями, такими как безвизовый режим с ЕС. В то же время, более благоприятное позиционирование Молдовы связано, в значительной степени, с тем, что некоторые прогрессы в Грузии и Украине стали видимыми спустя некоторое время (2016-2017 годы). Скорость, с которой движутся Грузия и Украина, создает плодородную почву для того, чтобы они могли сравняться с Молдовой или даже опередить ее в самом ближайшем будущем. Другие страны Восточного партнерства – Армения, Азербайджан и Беларусь находятся в ограниченном или выборочном процессе европейской интеграции. Больше шансов приблизиться к странам-ядру Восточного партнерства имеет Армения после того, как обязалась внедрить Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС, подписанном на саммите Восточного партнерства в ноябре 2017 года.
Таблица 1. Общий рейтинг в рамках Восточного партнерства
Год Индекса Восточного партнерства |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Общий рейтинг |
1. Молдова 2. Грузия 3. Украина 4. Армения 5. Азербайджан 6. Беларусь |
1. Молдова 2. Грузия 3. Украина 4. Армения 5. Азербайджан 6. Беларусь |
1. Молдова 2. Грузия 3. Украина 4. Армения 5. Азербайджан 6. Беларусь |
1. Молдова 2. Грузия 3. Украина 4. Армения 5. Азербайджан 6. Беларусь |
В соответствии с методикой, используемой при составлении индекса, определяется уровень сближения стран Восточного партнерства с ЕС. Используя сравнительные показатели, можно сделать вывод, насколько 6 стран Вп приближаются к европейской и международной нормативной базе. А при оценке связей, акцент делается на их интенсивность как в экономической сфере (торговые отношения и др.), так и в социальной и межличностной сфере (академическая мобильность, мобильность граждан и др.). На данный момент этот индекс является единственным инструментом объективного измерения результатов 6 стран Восточного партнерства, инициированный представителями гражданского общества. Сравнивая 6 стран, стимулируется конкуренция в регионе, в результате которой власти могут стать более заинтересованными в том, чтобы улучшить результаты или, наоборот, в том, чтобы сохранить предыдущие преимущества.
Недостатки Молдовы при анализе данных
Из тщательного анализа достижений стран по секторам, складывается четкая ситуация. Из шести компонентов, Молдова находится на первом месте только в одном - граждане в Европе, а в другом – демократия и права человека, делит первое место с Грузией. В остальных случаях, Молдова занимает второе или третье место, уступая первенство Украине и даже Армении. (См. Таблицу ниже)
Таблица 2. Отраслевой рейтинг стран Восточного партнерства
Год Индекса Восточного партнерства |
2015-2016 |
Общий рейтинг
|
1. Молдова 2. Грузия 3. Украина 4. Армения 5. Азербайджан 6. Беларусь |
Демократия и права человека |
1. Молдова, Грузия 2. Украина 3. Армения 4. Азербайджан 5. Беларусь |
Европейская интеграция и конвергенция |
1. Украина 2. Молдова 3. Грузия, Армения 4. Азербайджан 5. Беларусь |
Устойчивого развития |
1. Армения 2. Молдова, Азербайджан 3. Украина 4. Грузия 5. Беларусь |
Международная безопасность, политический диалог и сотрудничество |
1. Украина 2. Грузия 3. Молдова 4. Беларусь 5. Армения 6. Азербайджан |
Отраслевое сотрудничество и торговые отношения |
1. Украина 2. Молдова 3. Грузия 4. Азербайджан 5. Армения 6. Беларусь |
Граждане в Европе |
1. Молдова 2. Грузия 3. Армения 4. Беларусь 5. Украина 6. Азербайджан |
Источник: Отчет Индекс Восточного партнерства
Отчет не позволяет пока сделать глубокую оценку преобразований, которые происходят в результате взаимодействия стран Восточного партнерства с ЕС. Но он может дать оценку ситуации в регионе, где распространен феномен „захваченного государства”, а европейская интеграция приостановлена, затруднена или искажена коррумпированными и/или подчиненными олигархическим интересам учреждениями.
Из-за низкого качества управления в регионе, с небольшими исключениями в Грузии, стандарты сравнения стран находится на довольно низком уровне. Поэтому, на фоне аморфного состояния демократии, регресс в определенной стране может оставаться незамеченным, а положительные меры, напротив, могут иметь существенное влияние на рейтинг. Именно так объясняется то, как Молдова получила самый высокий рейтинг в период (2015-2016 годы), когда преступление в банковской системе приобрело международный резонанс, после которого ВВП снизился примерно на 15%, а затем произошло замораживание бюджетной помощи со стороны ЕС.
Эффект принудительных реформ и ситуация в регионе
Основной изъян оценки показателей стран Восточного партнерства связан с невозможностью глубокого и качественного сканирования. С одной стороны, это спасает оценку от необъективности оценщиков. Но, с другой стороны, строгое отслеживание критериев измерения может привести к тому, что Молдова поднимется на первое место.
На региональном уровне, Восточное партнерство разделено, по крайней мере, на 3 группы стран.
В первую группу входят Молдова, Грузия и Украина, которые находятся в тесных отношениях с ЕС благодаря Соглашению об ассоциации. Однако демократия в этих странах подорвана политическими силами, подключенными к узким интересам, открыто или косвенно управляемыми олигархическими группами.
Во второй группе находится Армения, которая пытается совместить членство в Евразийском союзе с возобновлением отношений с ЕС. Степень сближения с ЕС будет, однако, всегда частичной по многим главам, связанных с приравниванием к европейскому законодательству, чему противится Россия в зоне своего геополитического влияния.
В последнюю группу входят Азербайджан и Беларусь, в которых у власти находятся самые авторитарные режимы из стран Восточного партнерства. Они нацелены только на доступ к европейскому рынку и инвестициям. Обе страны смотрят на европейскую модель как на угрозу для устойчивости их недемократических режимов. Поэтому, аппроксимация невозможна и поощряется появление со стороны этих двух стран непереносимость продемократических интервенций ЕС.
Таким образом, Молдову можно сравнить только со странами из первой группы – с Украиной и Грузией, где регресс происходит чаще, чем прогресс. После того, как эти две страны получили в 2017 году безвизовый режим, усилится конкуренция с Молдовой за лидерство в общем рейтинге.
Единственным стимулом, который может подтолкнуть вперед Молдову, является давление ЕС, более заметное после 2015 года, больше, чем в случае любой другой страны восточного соседства. Максимальное использование давления подталкивает реформы, которых правящие политические силы не совсем хотят, и это может поднять или сохранить Молдову на первых позициях рейтинга.
На самом деле, сближение стран Восточной Европы с ЕС является сложным и длительным процессом, который должен содержать обязательно создание стандартов жизни, сопоставимых с европейскими. Именно таким образом рейтинг может стать подлинным отражением некоторых позитивных преобразований в странах Восточного партнерства, которые, несмотря на вовлечение в процесс европейской интеграции, не получили пока четкую европейскую перспективу.
Вместо заключения...
Рейтинг Восточного партнерства оценивает страны региона по строгим критериям, желая дать им как можно более объективную оценку. Даже если Молдова сохраняет лидерство в общем рейтинге, ее опережают Украина и Армения по многим областям.
В любом случае, заурядное качество учреждений и, соответственно, властей на уровне региона приводит к тому, что такие страны, как Молдова, становятся лидерами рейтинга, несмотря на многочисленные дисфункции государства, влияющие на процесс европейской интеграции.
В результате давления, используемого ЕС, молдавские власти вынуждены реализовать различные реформы, что может помочь Молдове удержаться в лидерах стран Восточного партнерства. Но до тех пор, пока европейское давление не генерирует реформирование политических элит, реальное развитие демократии и европейского проекта маловероятно.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.