logo

Молдова и кандидатура в ЕС: между растратой легитимности и необходимостью национального диалога. Анализ Диониса Ченуша


https://www.ipn.md/index.php/ru/moldova-i-kandidatura-v-es-mezhdu-rastratoy-legitimnosti-i-neobkhodimostyu-7978_1090994.html

 

 

Запустив широкий политический диалог в рамках проевропейской национальной платформы, власти могут корректировать и улучшить реформы, необходимые для преобразования страны и продвижения в диалоге с ЕС, тем самым предотвращая дальнейшую растрату ее легитимности. В противном случае к концу 2022 года тандем ПДС-Санду может стать популярнее в Брюсселе, чем в Молдове...

 

Дионис Ченуша, Старший обозреватель
 

Благодаря статусу страны-кандидата для вступления в Европейский Союз, предоставленному в Брюсселе в июне, Молдова имеет возможность легче и быстрее продвигаться по пути реформ. Они необходимы для функционирования страны, а также для того, чтобы доступ в ЕС был возможен в ближайшем будущем. Заслуги в достижении этой кандидатуры сочетают в себе несколько основных факторов, таких как: влияние реакции Запада на российскую агрессию против Украины (IPN, июнь 2022 года), результаты внедрения Соглашения об ассоциации ЕС-Молдова в 2014-2021 годах и позитивный имидж молдавских властей.

Первое, без войны, начатой Россией, любое обсуждение расширения ЕС на Восток столкнулось бы с сопротивлением скептически настроенных государств-членов, таких как Франция, Нидерланды, Дания и даже Германия. Второе, очень немногие в Брюсселе серьезно отнеслись бы к заявлениям о присоединении, представленным „ассоциированным трио”, частью которого является Молдова, если бы они не были, почти 8 лет, в процессе реализации соглашений об ассоциации. В соответствии с этими соглашениями многие национальные отраслевые программы уже адаптированы к европейскому законодательству и это имеет позитивное влияние. И, третье, практически маловероятно, что Молдова смогла бы передать запрос о присоединении, а ЕС быстро бы его рассмотрел и дал бы положительный ответ, если бы у власти в Молдове были пророссийские субъекты или политические силы, находящиеся под влиянием олигархических интересов. Тот факт, что молдавские власти пользуются доверием Запада, позволил Молдове присоединиться к Украине, избежав участи Грузии, которая получила статус „потенциального кандидата” из-за подрыва демократических институтов со стороны олигарха Бидзины Иванишвили.

Чтобы сближение с ЕС благодаря статусу кандидата начало производить изменения на институциональном уровне с положительными политическими и экономическими эффектами, правительство должно преодолеть ограничения, вызванные кризисами, используя управление, основанное на инклюзивность, прозрачность и меритократию. Огромная популярность Майи Санду на Западе или превосходство Партии действия и солидарности в законодательном органе могут быть использованы для продвижения повестки дня реформ. Но следует обратить внимание на основные области политики, многие из которых были указаны в оценке Европейской комиссии, на основании которой Молдова получила зеленый свет, став кандидатом ЕС. В условиях, когда реформа правосудия идет медленно, сельскохозяйственный сектор находится в упадке, высокий уровень заражения COVID-19 возрождается, украинским беженцам требуются новые ресурсы, ситуация в секторе природного газа порождает новые долги, а инфляция становится неконтролируемой, власти тратят впустую свою политическую легитимность и, следовательно, истончают ее проводя второстепенные реформы („реформа университетов”). Другими словами, власти не понимают, что в кризисное время государственные учреждения должны решать насущные вопросы, а не выходить за рамки областей, не имеющих отношения к общественным и национальным интересам. Реальная повестка дня населения и политическая повестка дня властей должны идти в ногу, чтобы не создавать противоречий и не уменьшить популярность одних из самых честных проевропейских властей за все годы независимости Молдовы. В противном случае неудачи властей будут влиять не только на их имидж, но и на имидж европейских партнеров. Последние должны будут взять на себя часть ответственности за действия молдавских властей, поскольку они оказывают им финансовую помощь, не диктуя условий, которые позволили бы обеспечить минимальное качественное и эффективное давление.

Быстрые реформы vs. качественные реформы

Кризисы, с которыми сталкивается одновременно регион, в который входят Молдова и ЕС, указывают на то, что членство в ЕС никоим образом не может рассматриваться как быстрая цель по разным причинам.

Во-первых, геополитическое внимание ЕС нацелено на прекращение российской войны против Украины и решение порожденных ею многочисленных последствий (беженцы, реконструкция, альтернативные маршруты экспорта зерновых и т. д.). Естественно, что механизм расширения меняется, но на данный момент он не оказывает серьезных последствий даже для государств (относительно небольших размеров), которые долгое время вели переговоры о членстве (Черногория с 2012 года и Сербия с 2014 года). Вступление в ЕС длится и требует значительного прогресса, хотя часто этот вопрос решается исходя из политических расчетов.

Во-вторых, молдавская сторона должна соответствовать требованиям. На данный момент речь идет о 13 условиях, которые выглядят как предпосылка для дальнейшего углубления отношений с ЕС, учитывая статус кандидата. Большинство предъявляемых требований либо слишком обобщенные (борьба с коррупцией и т. д.), либо чрезвычайно сложные (реформа местного публичного управления). Исходя из этого, властям преждевременно начинать процесс обсуждения возможных переговоров о присоединении. Вместо того чтобы спешить или, что еще хуже, форсировать реформы, власти могут провести критическую самооценку, используя результаты анкеты, ранее переданной ЕС, чтобы установить конкретные шаги и реалистичные сроки для их достижения, до декабря 2022 года и после этой даты. Если Брюссель хочет качественных изменений, то он никоим образом не будет делать упор на скорость реформ, а на их устойчивость и необратимость. Это поможет уменьшить поляризацию по геополитическим критериям. Население положительно оценит изменения, сделанные эффективно и с адекватной результативностью, связав их с европейской интеграцией.

Третий аспект, который имеет значение, - это сочетание новых и старых механизмов отношений с ЕС. В частности, необходимо найти творческие решения, чтобы объединить действия, связанные с реализацией Соглашения об ассоциации с ЕС, с выполнением необходимых требований, чтобы впоследствии приблизить Молдову к переговорам о присоединении. Это будет означать, что повестка дня ассоциации и национальные программы реализации Соглашения об ассоциации должны быть синхронизированы сбалансированным образом с упором на выполнение 13 условий. До начала переговоров о вступлении, реализация Соглашения с ЕС служит единой платформой для подключения национального законодательства и практик к европейским.

И последнее, но не менее важное: четвертый важный аспект направлен на удержание власти от политизации процедур, связанных с кандидатурой на вступление в ЕС. Недавно власти отметили, что формирование будущей команды молдавских переговорщиков возможно, в зависимости от прогрессов, ближе к 2024 году. Затем должны состояться президентские выборы, на которых действующий президент Майя Санду будет баллотироваться на переизбрание. Если намерение властей состоит в том, чтобы добиться реформ, требуемых ЕС, в соответствии с их избирательными потребностями, то они неизбежно увеличат риски, связанные с прозрачностью и низкой инклюзивностью в процесс проведения реформ. Партийно-избирательный календарь не должен быть приоритетным в ущерб качественным реформам, в первую очередь потому, что он может вызвать сопротивление или реакцию общества, которое из-за текущих кризисов продолжает беднеть, становясь все более уязвимым для анти-европейских популистских призывов.

Расточительство популярности и необходимость национального диалога

В отличие от многих внешних партнеров, молдавское общество судит о деятельности властей не по их благородным намерениям, а по конкретным результатам и действиям, связанным с уменьшением последствий нынешних кризисов. Хотя с практической точки зрения правительство принимает меры, призванные уменьшить влияние чрезвычайных ситуаций, которые умножаются, оно имеет некоторые структурные недостатки. Они касаются полного отсутствия желания наладить межпартийное сотрудничество с силами (из внепарламентской среды), состоящими из сторонников реформ и выступающих за ЕС. За исключением некоторых представителей гражданского общества, которое все еще используются властями для нейтрализации критики в адрес политики правительства и приобретения определенной дозы легитимности в процессе реформ, правящая партия находится в своего рода политическом одиночестве дома. Причина такой самоизоляции не обязательно и исключительно геополитического порядка, а скорее проистекает из закрытого стиля правления ПДС, перешедшего по наследству от президента Майи Санду. Именно из-за этого политическая поддержка со стороны ЕС и других западных партнеров стала спасением для властей, которым удалось до сих пор избежать массовых протестов. Тем не менее, последние опросы показывают, что плодотворная внешняя деятельность Майи Санду больше не может компенсировать снижение популярности ПДС, которая может заручиться 22.6% голосами по сравнению с 26.3% для Блока коммунистов и социалистов.

Опасно, чтобы статус страны-кандидата в ЕС стал предметом национального разделения. Без сомнения, власти допустили ошибку, когда включили ограниченное количество участников (несколько неправительственных организаций и неизвестное количество людей из диаспоры, некоторые из которых проводили избирательную кампанию за ПДС) в процесс заполнения анкет ЕС, в то время как абсолютное большинство было исключено из процесса. Извлекая обязательные уроки из этого негативного недавнего опыта, власти должны создать национальную платформу для членства в ЕС, открытую для любого заинтересованного лица, независимо от того, горячо ли оно поддерживает этот геополитический вариант или критикует его. На эту платформу должны быть приглашены представители из местных органов власти, АТО Гагаузия и приднестровского региона. Таким образом, местные государственные служащие, местные неправительственные организации („grass roots”), бизнес-ассоциации или индивидуальные предприниматели должны привлекаться в обсуждении текущих целей правительства в диалоге с ЕС. Так будет подпитываться общественное доверие к властям, что может подкрепить и доверие к ЕС (сейчас около 53%).

Более того, такая национальная платформа исключит любые аргументы, связанные с введением иностранной повестки дня в ущерб национальному суверенитету или с проведением референдума. Такие идеи принадлежат пророссийской оппозиции (Блоку коммунистов и социалистов) и некоторым представителям законодательного органа Гагаузской автономии. Если власть ПДС-Санду продолжит игнорировать внепарламентские альтернативные проевропейские силы и политических соперников с различными геополитическими вариантами, тогда статус кандидата в ЕС может быть скомпрометирован. А диалог с ними может помочь развеять антиевропейские мифы, повысить политическую инклюзивность и познакомить широкую общественность с особенностями процесса перехода от статуса кандидата ЕС к открытию переговоров о присоединении.

Вместо выводов...

Открытие национального политического диалога по вопросу европейской интеграции уже должно было быть. В настоящее время такая платформа еще важнее, поскольку она может объединить все проевропейские политические силы, а также обеспечить конструктивные каналы связи на европейскую тематику с местными политическими деятелями (АТО Гагаузия, муниципий Кишинев и др.), представителями гражданского общества (избегая всякого рода политизированного предпочтения), деловой средой и диаспорой (независимо от политических критериев). Так власти продемонстрирует, что могут научиться применять прозрачность и инклюзивность на практике, без которых вступление в ЕС маловероятно.

Запустив широкий политический диалог в рамках проевропейской национальной платформы, власти могут корректировать и улучшить реформы, необходимые для преобразования страны и продвижения в диалоге с ЕС, тем самым предотвращая дальнейшую растрату ее легитимности. В противном случае к концу 2022 года тандем ПДС-Санду может стать популярнее в Брюсселе, чем в Молдове. Поскольку результаты российской агрессии против Украины неизвестны, молдавские власти вынуждены следить за национальной сплоченностью, а статус кандидата в ЕС является практически единственным доступным источником национальной мобилизации.

Этот анализ реализован для немецкого Фонда Ханнса Зайделя и Информационного агентства IPN.


 
Дионис Ченуша, Старший обозреватель
Дионис Ченуша является политологом, исследователем в Университете им. Юстуса Либиха в Гисене, выпускником магистратуры по Междисциплинарным политическим исследованиям в Колледже Европы в Варшаве.
Области исследований: Европейская политика добрососедства, отношения ЕС–Молдова, внешняя политика ЕС и России, миграция и энергетическая безопасность. 
Следите за Дионисом Ченуша в Twitter

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.