„Коррупция в Молдове имеет не одно лицо, а тысячи лиц, сумму поступков. Некоторые привыкли воровать. Иногда пресса, люди ловят этих воров с поличным. Но из-за поведения других, привыкших к взяткам, повадки первых сохраняются. Короче говоря, один привык брать, другой привык делиться с теми, кто его ловит. И большинство тех, кто не согласен с таким положением дел, привык жить с этим невыносимым явлением. Нет, коррупция - это не непобедимая система, это привычка на уровне политиков, судей, бизнесменов, чиновников. Это навык, и навык может быть изменен только с помощью санкций”.
---
Изоляция была для большинства людей хорошей возможностью взглянуть в зеркало и лучше узнать себя. У нас была возможность спросить, куда мы идем, что нам удалось сделать, а что нет. Психологи говорят, что этот навык самопознания и развития, навязанный обстоятельствами, является полезным. Многомерный кризис, через который мы проходим, является хорошей возможностью узнать и о „себе”, как о стране, обществе. Многие государства с ответственными политическими системами сделали это. И у нас это „самопознание” было сделано, только не на государственном уровне, а на отдельном, профессионалом уровне, каждым сотрудником, подразделением, управлением. Учитывая, что это не организованный процесс, размышления об уроках страны в период пандемии выливаются в социальных сетях или в прессе. Иногда создается впечатление, что процесс обсуждения публичных политик происходит исключительно в социальных сетях.
В этот кризисный период чаще всего звучат вопросы о том, почему все работает не так как должно. Каковы первичные причины, влияющие на развитие страны, чего ожидают люди? Это сложные вопросы с множественными ответами, но последние дискуссии в общественном пространстве позволяют обобщить некоторые основные темы, которые неизбежно влияют на стагнацию в Республике Молдова.
Хроническое избегание правильного диагноза - это, пожалуй, самый простой упрек, который мы можем адресовать в эти кризисные времена. Традиционно в Республике Молдова диагноз функционированию государственных учреждений ставится либо в офисах и канцеляриях, либо в ходе определенных внешних оценок. Десятилетиями мы не хотим понимать, что эффективность реформы зависит от того, как работают различные системы, государственные услуги.
Это явление имеет в основе два компонента. Первый - это искренность, умение называть вещи своими именами. Когда политики видят, чувствуют и знают, что правосудие, контролирующие органы, государственные службы, агентства и государственные учреждения работают плохо, но говорят, что у нас есть профессиональная система государственного управления, в этом случае невозможно иметь эффективные реформы. Мы все знаем одну реальность, сегодня Республика Молдова не имеет государственной сферы, которая хорошо работала бы, в соответствии с возложенной на нее миссией. Государственные служащие изолированы и маргинализированы системой сопротивления реформам. Второй компонент - диагностика любой государственной службы или учреждения должна исходить от влияния, которое оно оказывает на бенефициара - граждан, людей этой страны. Мы пережили три десятилетия экспериментов, когда в правительственных учреждениях лучше знали, ради чего мы „страдаем”. Граждане были снисходительными и позволили проводить эти эксперименты. Когда они поняли, что не могут больше терпеть, они молча уехали туда, где этого нет.
В момент, когда граждане показывают всеми возможными средствами (протесты, волны критики в социальных сетях, прессе и т. д.), что они не согласны с тем, что освобождают тех, кто убивает, присваивает государственные деньги, отмывает миллиарды или миллионы, и ничего не происходит, а им продолжают говорить, что „работа ведётся в соответствии с действующим законодательством”, наблюдается кристаллизация параллельной реальности властей по отношению к потребностям общества.
Игнорируя несправедливость, которая, благодаря интернету, известна большинству граждан, власть рассчитывает не на поддержку народа, а на создание параллельной реальности, состоящей из искусственных понятий, повесток дня и ложных политических тем, которые имплантируются в коллективное сознание посредством сложных и дорогих пропагандистских схем.
Коррупция в Молдове - система или привычка?
Несмотря на то, что на первый взгляд сложилось впечатление, что в Молдове коррупция устраивает всех, от граждан до политиков, все же это не так. Есть много хороших людей, чиновников, профессионалов и даже политиков, которые хотели бы избавиться от коррупции. Большинство людей не мирятся с воровством и коррупцией. Особенно сейчас все понимают, что невозможно иметь хорошие больницы и высокооплачиваемых врачей, если ежедневно происходят кражи, от закупок энергии до туалетной бумаги.
Одна из проблем заключается в том, что мы рассматриваем коррупцию как систему. Мощная, хорошо организованная и непобедимая система. Отсюда и нерешительность. Коррупция в Республике Молдова на самом деле является привычкой, общепринятым поведением, в том числе теми, кто ее ненавидит, и теми, кто борется с ней.
Объясню почему. Коррупция в Молдове имеет не одно лицо, а тысячи лиц, сумму поступков. Некоторые привыкли воровать. Иногда пресса, люди ловят этих воров с поличным. Но из-за поведения других, привыкших к взяткам, повадки первых сохраняются. Короче говоря, один привык брать, другой привык делиться с теми, кто его ловит. И большинство тех, кто не согласен с таким положением дел, привык жить с этим невыносимым явлением. Нет, коррупция - это не непобедимая система, это привычка на уровне политиков, судей, бизнесменов, чиновников. Это навык, и навык может быть изменен только с помощью санкций. Если человек привык садиться пьяным за руль и никакого наказания не несет, тогда шанс избавиться от привычки является нулевым. Последние трагические случаи доказывают это. Санкции и наказания, даже в меньших масштабах, чем феномен коррупции, значительно сократят коррупцию. Иначе коррупция убьет.
Изменения возможны даже в Молдове - большинство граждан уже устали от слова „реформы”, поскольку политический класс использует его каждый раз, когда не может сформулировать конкретно и в деталях, что необходимо изменить в первую очередь в Молдове. Чрезмерное использование слова „реформа” в политической речи и экспертных отчетах создало двойное его восприятие среди населения, а также среди хороших людей, работающих на государство.
Некоторые считают, что реформа - это монстр, мучение, процесс, посредством которого все должно быть выровнено - и хорошее, и плохое. Для них изменение - это нечто очень дорогое, сложное и болезненное. Что еще могут подумать люди, которые видят, что в течение тридцати лет их пугают „реформами”, которые в основном не реализуются?
Другие воспринимают реформы как нечто эфемерное, распутное, слово-паразит. Это восприятие является результатом пустого использования термина, который предполагает действия, а не пустые разговоры. Изменение возможно.
„Молдова - страна, которая ходит по острию ножа, между надеждой и беспорядком. Небольшие изменения могут привести к здоровому движению, которое может дать очень хорошие и очень быстрые эффекты. Такие же небольшие изменения могут привести к неправильному направлению, и все может стать намного хуже”. Эта цитата принадлежит президенту Альянса малых и средних предприятий Дэвиду Смиту, молодому предпринимателю из Республики Молдова, американскому гражданину, получавшему образование и воспитанному в США, но который решил остаться здесь и помочь вести честный бизнес. Эти слова могут применяться практически ко всем областям, требующим перемен. И не нужно осушать моря, все зависит от длины и направления небольших шагов, которые мы предпринимаем.
Вот пример: Уже нескольких лет у нас есть новый Закон о прокуратуре, разработанный в соответствии с европейскими требованиями, который дает много независимости прокурорам, достаточную для того, чтобы, по крайней мере, не допустить безнаказанность воров. Маленький необходимый шаг - найти хотя бы одну группу из 10 прокуроров и судей, чтобы начать добросовестно применять закон и делать правосудие. В реальности получили неприкосновенность и полномочия для другой группы прокуроров, которые действуют в узких и олигархических интересах. С помощью всего лишь горстки честных людей здоровые процессы могут быть задействованы. Небольшие изменения, но руководимые в правильном направлении, могут привести к столь необходимым преобразованиям в страну и к тому, о чем Европа говорит каждый раз, когда мы обращаемся за помощью. Они терпеливы, но своим смирением мы можем потерять их терпение.
В последнее время надежды граждан все больше направлены на Европу. Это абсолютно нормально, оттуда приходит помощь, в которой мы нуждаемся, в ЕС лучше управляют пандемическим и экономическим кризисом, консенсус и солидарность между государствами помогают справляться с проблемами. Европейский Союз является столпом, образцом для подражания для всех его соседей.
Европейские добродетели трудно оспаривать даже политикам, которые некоторое время назад выступали за аннулирование соглашений об ассоциации и свободной торговле. Даже эти политики понимают, что Молдова нуждается в ЕС, даже для того, чтобы оставаться на плаву. Теперь вместо сообщений против ЕС мы наблюдаем другую тенденцию. Жалобы и критика помощи со стороны ЕС. Президент, премьер-министр, представители правящих партий соревнуются в телевизионных студиях и социальных сетях в жалобах на то, что помощь приходит не вовремя, или поступает непосредственно к бенефициарам, избегая государственной казны (что очень болезненно для некоторых!), но чаще всего жалуются на условия.
Борьба с коррупцией, модернизация публичной администрации, нормальное правосудие - это то, что значительная часть политического класса считает вмешательством в суверенные дела страны. Все намного проще, как и выводы. Все, что требует Европейский Союз - полностью совпадает с тем, чего хотят граждане Республики Молдова. Это, вероятно, самый важный урок, которого еще долго придется осваивать.
Вадим Пистринчук, исполнительный директор Института стратегических инициатив (ИСИ), доктор социологии, МГУ
---
Op-Ed был разработан в рамках проекта „Мосты связи с ЕС: Безопасность процесса европеизации Республики Молдова”, реализуемого при поддержке Фонда Сороса в Молдове, а также в результате партнерства ИСИ с IPN в рамках проекта „Мы и Европа”, осуществляемом при поддержке Фонда Конрада Аденауэра (KAS) в Молдове. Представленные мнения не обязательно отражают позицию Фонда Сороса в Молдове, KAS или IPN.