logo

Молдавскую диаспору рассматривают как „политический субъект” и „неподкупные таланты”, мнение


https://www.ipn.md/index.php/ru/moldavskuyu-diasporu-rassmatrivayut-kak-politicheskiy-subekt-i-nepodkupnye-talan-7978_1067700.html

Группа, называемая молдавскими властями „диаспорой”, представляет собой ценную общность, которая адаптировалась к суровым условиям и накопила профессиональные и познавательные навыки без какой-либо помощи от родного государства, пишет политолог Дионис Ченуша в аналитической статье для Агентства IPN.

В то же время, по мнению политолога, в 2009–2016 годах эта группа рассматривалась как источник голосов и определяющий фактор при формировании правящих коалиций.

Присвоенный членам диаспоры статус „политического субъекта” был заметен и в ходе политико-избирательных процессов 2017–2019 годов, когда непарламентская оппозиция прозондировала отношения с диаспорой для выстраивания своей легитимности за пределами страны, напоминает Ченуша.

По его мнению, сохранение этой тенденции неизбежно ввиду полной либерализации права голоса.

Поиск „талантов” среди уехавших за рубеж молдавских граждан не является чем-то новым, за небольшим исключением, отмечает политолог.

В 2012–2018 годах политика привлечения „молдавских мозгов” из-за рубежа была нацелена исключительно на выпускников западных образовательных учреждений, полагает Дионис Ченуша.

Он отмечает, что данный подход к диаспоре повергается тонкому, но существенному пересмотру. В частности, при реформировании государственных учреждений премьер Санду проявила заинтересованность в привлечении „неподкупных профессионалов на ключевые должности” из числа представителей диаспоры.

Блок ACUM сделал первый шаг в этом направлении, включив представителей диаспоры в состав правительства: Министерство экономики и инфраструктуры возглавил Вадим Брынзан (США), Министерство финансов – Наталья Гаврилицэ (Великобритания), а Министерство иностранных дел и европейской интеграции – Нику Попеску (Франция), напоминает политолог.

Масштабы этой инициативы пока ограничены, хотя власти ощущают острую нехватку не столько подготовленного персонала, сколько неподкупных людей. Тем не менее, привлечение диаспоры, обладающей политическими симпатиями к Блоку ACUM, может стать скрытым препятствием на пути подлинной деполитизации госучреждений, предупреждает Дионис Ченуша.

Политолог также подчёркивает, что возвращение диаспоры в страну имеет большое значение для возрождения человеческого капитала. Тем не менее, продолжает он, пока экономика недостаточно развита, экономическую миграцию следует рассматривать как источник доходов, необходимый для значительной части населения. Пока что стандарты уровня жизни и низкие зарплаты подпитывают исход населения. Образование и здравоохранение входят в число жизненно важных, но не единственных, услуг, предопределяющих отъезд граждан из страны, констатирует Ченуша.

Тем не менее, сообщает политолог, есть определённые услуги, такие как медицинские, которые своим соотношением цена/качество привлекают членов диаспоры, недовольных бюрократическими препонами и иными препятствиями, существующими за рубежом.

Положительную практику медицинских услуг можно распространить и на другие сектора с целью возобновить связь диаспоры с Родиной, подготовив почву для её возможного возвращения в страну, рекомендует политолог.

Наконец, как возвращение диаспоры на Родину, так и замедление темпов миграции, станут сигналами о том, что обретает очертания привлекательная модель страны, в равной степени зависящая от демократизации политики, модернизации экономики и устранения коррупции во всех сферах публичной деятельности, подводит итог Дионис Ченуша.