logo

Молдавские власти воспользовались слабостями условий Евросоюза, мнение


https://www.ipn.md/index.php/ru/moldavskie-vlasti-vospolzovalis-slabostyami-usloviy-evrosoyuza-mnenie-7978_1045681.html

Реформы, проводимые в Молдове с 2005 года, всегда подразумевали некоторое количество условий. Но никогда об этом механизме не заявляли столь громко и часто, как в период после подписания Соглашения об ассоциации в 2014 году, пишет политолог Дионис Ченуша в аналитической статье для Агентства IPN.

С 2014 года, с одной стороны, двусторонние отношения приобрели содержательность, а также наполнились взаимными правовыми и политическими обязательствами, призывающими к большей ответственности. С другой стороны, молдавский политический класс после 2009 года создал благоприятное впечатление о себе в плане внедрения европейских рекомендаций, даже в деликатных областях, хоть это и далось им нелегко – например, в случае законодательства по борьбе с дискриминацией в 2010–2012 гг., поясняет Дионис Ченуша.

По его мнению, нежелание Демократической партии следовать советам европейцев, продиктованным намерением ЕС защитить демократические институты, поочерёдно вызвало в Брюсселе реакции замешательства, недовольства и, наконец, осуждения.

Предъявляемые Евросоюзом условия имеют важнейшее значение для проведения реформ в Восточной Европе, комментирует политолог. Потому отсутствие прогресса или, что ещё хуже, ухудшение ситуации, должны непременно отражаться на объёме предоставляемой финансовой помощи и иных поощрений, выделяемых Евросоюзом.

Дионис Ченуша подчёркивает, что любое руководство страны, озабоченное групповыми или партийными интересами, согласится провести реформы, дорогостоящие с политико-электоральной точки зрения, если её будут стимулировать. Так, чем более легитимной и незапятнанной будет власть, тем чаще ЕС будет использовать „пряник” (положительные стимулы), а не „кнут” (негативные стимулы). В случае Молдовы применение негативных стимулов, а именно блокирование макрофинансовой помощи, было неизбежным, хотя и трудным шагом, предоставившим ДПМ широкое поле для манёвра и перестройки своей политической тактики, подчёркивает политолог.

В практическом плане, продолжает Дионис Ченуша, ЕС потерял время, когда он просто предупредил об активации предварительных политических условий, хотя оправданно было бы сделать это ещё после введения смешанной избирательной системы, в июне 2017 года. Присутствовавшие ранее в числе критериев бюджетной поддержки от ЕС, с 2017 года предварительные политические условия стали реальностью и в отношении макрофинансовой помощи, на несколько лет позже, чем в случае Грузии и Украины.

Таким образом, условия, предъявляемые Евросоюзом, способны запустить двигатель масштабных реформ, в том числе и в таких чувствительных секторах, как банковская система, но их воздействие значительно снижается, если предлагаемые решения затрагивают изменение политического статус-кво. По этой причине ЕС не смог предотвратить ни смешанную избирательную систему, ни непризнание выборов, а правящая партия осталась абсолютно невредимой, несмотря на неизбежную приостановку финансовой помощи и полученное Молдовой звание „проблемного ученика” среди стран с Соглашениями об ассоциации, заключает политолог.