logo

Мария Фрунзе: 4000 дел находятся в ожидании в Центральном офисе Кишиневского суда. Интервью IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/mariya-frunze-4000-del-nakhodyatsya-v-ozhidanii-v-tsentralnom-ofise-7978_1092021.html

Правосудие Республики Молдова находится в на перепутье. Суды все более загружены, поскольку мандаты десятков судей истекли, а их назначения на должность до достижения предельного возраста, как того требует закон, не происходит. Судебных заседаний по некоторым делам не было по 2 года. Сколько обвинительных приговоров ежегодно выносится против Молдовы? Что происходит с делами, переданными судьям, срок полномочий которых истек? Кто выплачивает компенсации, установленные ЕСПЧ в случае нарушения прав молдавских граждан из приднестровского региона? Об этом и других темах в видеоинтервью Октавиана Братосина с судьей Марией Фрунзе из Кишиневского суда, которая также является одним из кандидатов, участвовавших в конкурсе на должность члена Высшего совета магистратуры.
---


IPN: Уважаемая госпожа Мария Фрунзе, как обстоят дела в Республике Молдова в разделе „ЕСПЧ и права человека в Республике Молдова”?

Мария Фрунзе:
Республика Молдова ратифицировала Европейскую конвенцию в 1997 году, и в том же году документ вступил в силу. Через 10 дней исполняется 25 лет ее реализации. Ежегодно публикуется отчет о деятельности. Из отчета за 2021 год следует, что ЕСПЧ рассмотрел более 44 тыс. заявок, более половины из которых были поданы против Российской Федерации и Турции. Большинство обвинительных приговоров было вынесено против Российской Федерации, Украины и Румынии. На противоположном полюсе находятся Финляндия и Ирландия, которые не имеют осуждений. С 1997 по 2021 год ЕСПЧ вынес против Республики Молдова 451 приговор, и в среднем это около 20 приговоров в год. В прошлом году ЕСПЧ вынес 68 приговоров. Большое количество обвинительных приговоров обусловлено увеличением количества заявлений. Это происходит потому, что выросла степень юридического образования граждан и профессиональной подготовки адвокатов.

IPN: Это означает, что молдавские граждане все лучше знают свои права и все больше осознают, когда эти права нарушаются. В какой области в нашей стране выявлено наибольшее количество отклонений и нарушений прав человека?

Мария Фрунзе:
Первое место занимает неисполнение судебных решений в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции, а также несоблюдение разумного срока рассмотрения дел, бесчеловечные и унизительные условия содержания под стражей, применение пыток, неэффективное расследование жестокого обращения и смерти людей.

IPN: Эти приговоры влияют на бюджет, Республика Молдова ежегодно выплачивает миллионы евро в качестве компенсации за то, что государственные учреждения не выполнили свою работу или сделали ее плохо. Что можно сделать, чтобы сократит эти выплаты? В какой области есть реальная вероятность того, что количество осуждений уменьшится?

Мария Фрунзе:
Осуждений можно избежать, если власти примут меры для решения определенных системных проблем, таких как условия содержания под стражей. Правительство обсудило вопрос о строительстве новой тюрьмы. В 2015 году ЕСПЧ вынес первое квази-пилотное дело против Республики Молдова и поручил властям разработать внутренние механизмы компенсации и предотвращения нарушений в аспекте бесчеловечных и унизительных условий содержания под стражей, учитывая большое количество обращений в ЕСПЧ. В 2018 году были приняты нормативные акты, и сегодня у нас есть несколько механизмов возмещения осужденным ущерба за эти нарушения. Судьи применяют этот механизм, уменьшая сроки наказания, если установлено, что осужденные содержатся в бесчеловечных и унизительных условиях. Но это только механизмы возмещения ущерба, а не профилактики.

IPN: Означает ли это, что условия содержания под стражей по-прежнему ниже стандартных, и осужденные получают меньшее наказание в обмен на отказ от обращений в ЕСПЧ относительно бесчеловечных условий содержания под стражей?

Мария Фрунзе:
Это так. Согласно статистике ЕСПЧ, количество обвинительных приговоров за бесчеловечные условия содержания под стражей и по ст. 6 - неисполнение судебных решений, сократилось благодаря принятым внутренним механизмам, Закона №87 и сокращения наказания. Но это не значит, что государство не платит за эти нарушения, это происходит посредством решений, вынесенных национальными судами.

IPN: То есть, это временное решение проблемы, которую нужно решать постепенно.

Мария Фрунзе:
Да, власти принимают меры относительно разумного срока рассмотрения дел, для сокращения рабочей нагрузки в судах. Одним из аспектов было бы посредничество, как гражданское, так и уголовное. Другой проблемой является оказание медицинской помощи в тюрьмах, которую конституировал ЕСПЧ.

IPN: Большая часть жалоб поступила от молдавских граждан левобережья Днестра. Тем временем тираспольская администрация приняла так называемый закон, запрещающий обращение в конституционные и международные суды. Что может сделать Республика Молдова, чтобы защитить своих граждан с левого берега Днестра и следить за соблюдением их прав?

Мария Фрунзе:
После ратификации Европейской конвенции, Республика Молдова сделала оговорку и уведомила, что не сможет обеспечить соблюдение положений европейских конвенций в отношении упущений и актов, совершенных так называемыми тираспольскими властями. Таким образом, когда Республику Молдова осуждают за нарушения, совершенные в приднестровском регионе, ЕСПЧ требует возмещения ущерба от Российской Федерации. В прошлом году было вынесено 13 обвинительных приговоров за нарушение прав некоторых лиц из приднестровского региона, а материальный и/или моральный ущерб был возмещен с Российской Федерации. Так называемые тираспольские власти не признаются на территории Республики Молдова, в том числе принятые ими акты. Но Республика Молдова была осуждена ЕСПЧ, потому что матери с 4 детьми было отказано в выплате государственного пособия на том основании, что она получала такое пособие от непризнанных тираспольских властей. Если мы не признаем органы, образованные на левобережье Днестра, мы не можем признавать и выданные ими акты.

IPN: Хотелось бы поговорить и о реформе правосудия. На каком этапе находится эта реформа?

Мария Фрунзе:
Я проработала 12 лет в судебной системе, и с тех пор система находится в постоянной реформе. Комиссия по предварительному ветингу теперь оценивает честность кандидатов в члены ВСМ и ВСП. Надеемся, что в ближайшее время комиссия уже вынесет первые решения по оценке кандидатов.

IPN: Между тем, десятки судей, в том числе и вы, имеют истекшие мандаты, и их полномочия не были продлены. Что происходит с делами, которые вы рассматривали и с людьми, вовлеченными в эти дела?

Мария Фрунзе:
17 марта 2022 года истекли полномочия 44 судей. Летом 13 коллегам было отказано в продлении их мандата до достижения предельного возраста для. Независимость правосудия является одним из обязательных условий функционирования правового государства. Несколько международных институтов и молдавских НПО обратили внимание на то, что наличие испытательного срока нарушает независимость правосудия, что является не просто гарантией, предоставленной судьям, но и всем сторонам судебных процессов в эффективном судебном акте. 1 апреля 2022 года вступили в силу поправки к Конституции, исключающие испытательный срок для судей. Правительство посредством информационной записки к закону о внесении поправок в Конституцию показывает, что требование о подтверждении назначения после испытательного срока противоречит принципу независимости судей, что также подтверждается постановлением Конституционного суда от декабря 2021 года, которое показывает, что испытательный срок нарушает независимость судей.

IPN: Я возвращаюсь к своему вопросу: что происходит в данный момент с делами, которые были у вас в управлении, и у ваших коллег, у которых нет полномочий?

Мария Фрунзе:
В Центральном офисе у 15 судей истек срок полномочий. У них на рассмотрении находятся 4000 дел, которые на данный момент были приостановлены, судебные заседания не проводятся. Без 15 судей в Центральном офисе, где ежегодно рассматриваются более 35 тыс. дел, этот объем работы распределяется между активными коллегами. Летом было чуть более 10 судей. Сейчас их 22. Ежедневно регистрируется 350-400 заявок, и каждый судья рассматривает по 15-30 исков в день, что является очень большим рабочим объемом. Кроме того, они должны рассмотреть десятки исков о затягивании, поданных истцами 4000 исков, находящихся у судей без полномочий. Для решения проблемы судьи должны быть назначены на должность до достижения возрастного предела, как того требует закон. Нет механизмов решения этих проблем, жизнеспособным механизмом было бы назначение судей до возрастного предела.

IPN: Есть ли риск того, что эта ситуация приведет к увеличению количества жалоб в ЕСПЧ за нарушение статьи Европейской конвенции?

Мария Фрунзе:
По некоторым делам заседания не проводились в течение 2 лет, что приводит к нарушению разумного срока рассмотрения дела. Это подпадает под действие ст. 6 Европейской конвенции, но у нас есть национальное средство правовой защиты, Закон №87 о возмещении ущерба, причиненного затягиванием рассмотрения дела. Это может привести к увеличению количества судебных исков, поданных истцами в соответствии с Законом №87. Это также приведет к увеличению рабочей нагрузки в судах. Правительство должно срочно принять меры, чтобы не проснуться с осуждением ЕСПЧ и очень многими решениями, вынесенными судами Республики Молдова в соответствии с Законом №87.

IPN: Спасибо за интервью.
---


Интервью на тему „Республика Молдова и ЕСПЧ – как соблюдаются права человека” было проведено Информационным агентством IPN в рамках проекта „Поддержка реформы правосудия посредством мультимедийного освещения в СМИ резонансных случаев предполагаемой несправедливости”.