Интервью IPN cu Юрисом Пойканс, посол по особым поручениям МИД-а Латвийской Республики: Латвия готовиться принять функции Председателя Совета Европейскойого Союза в первой половине 2015 г. Она еще формулирует для себя главные цели в этой роли, однако уже сейчас уверена, что одним из приоритеных направлений будет развитие и углубление отношений ЕС со странами Восточного Партнерства, в том числе с Республикой Молдова. Новый посол по особым поручениям по вопросам Восточного Партнерства Юрис Пойканс высказал видение своей страны по поводу европейских перспектив Молдовы и ее граждан, а также по проблемам возникших у нее и у других Восточных Партнеров в отношениях с Российской Федерацией.
----
- Ваша должность Посла по особым поручения по проблемам Восточного Партнёрства в рамках Министерства Иностранных Дел Латвии создана буквально месяц назад. Надо понимать, первая же командировка в Молдову? Почему именно?
- Ну, во первых, я в Молдове не в первый раз. Первый раз я посетил Молдову где-то в 2005 году, а это уже мой пятый визит и вашу страну я думаю уже знаю очень хорошо. Почему в Молдову? Мне кажется, потому что наши двухсторонние отношения развивались и развиваются очень хорошо: у нас богатая договорная база двусторонних отношений, у нас очень активные политические идеалы.
Латвия, как и Молдова, страны небольшие на европейской карте и, мне кажется, мы друг друга лучше понимаем, чем часто какие-то другие страны. По этому, этот визит в Молдову является полностью логичным. Я очень рад опять побывать в Кишинёве, и я думаю, что до конца нашего Председательства [Совета ЕС] в 2015, это наверняка не последний визит.
- Опять же, Ваша должность появилась в рамках подготовки вашей страны к председательствованию Совета Европейского Союза, которое предстоит в первой половине 2015 года. Латвия уже сформулировала главные свои цели для той своей роли?
- Концептуально, мы знаем, что Восточное Партнёрство будет занимать одно из самых ведущих мест в нашем Председательстве. Это мы сформулировали. Но нужно подождать пока результаты саммита в Вильнюсе. Я думаю что наше Председательство ЕС, наши задачи, будут в большой степени вытекать из тех соглашений которые будут в Вильнюсе.
Мы на данный момент работаем над программой — какие мероприятия мы могли бы организовать в рамках Восточного Партнёрства. Понятно, что у нас в Риге будет саммит, где-то в мае 2015 года, но мы бы хотели не только работать на саммит, а в целом, на укрепление связей Восточного Партнерства, т.е. организовать всякого рода конференции, семинары по вопросам, которые могли бы интересовать всех Восточных Партнёров, включая Молдову. Я думаю у нас будут мероприятия и в сфере сельского хозяйства — тема, которая очень важна для Молдовы, — а также мероприятия по правовому государству и по интегрированному управлению границами.
- В том же 2015 году Ваша столица Рига будет местом проведения очередного Саммита Восточного Партнерства. Но, до этого, Республике Молдова предстоит взять рубеж Вильнюсского Саммита – парафирование Соглашения об Ассоциации с ЕС и его подписание и ратификация в следующем, 2014 году. Вы думаете ей это удастся?
- Я думаю, что Молдова проделала очень большой путь, на этом пути к Европейскому союзу, по этому в этом смысле парафирование Соглашения в Вильнюсе очень большое достижение внешней политики Молдовы. Это очень важный документ, который предусматривает создание политической ассоциации и зоны углублённой свободной торговли. Позиция Латвии в этом вопросе такова: если мы парафировали этот документ, он несомненно подлежит подписанию.
Мы бы очень хотели надеяться — и тут я думаю наши с Молдовой позиции схожи, — что Соглашение будет подписано в течении 2014 года. Я думаю, что это очень реально. Но самое главное, что нужно несомненно проделать до подписания, это продолжение пути реформ, которые Молдова уже начала. Тут есть, конечно, много вопросов, но я думаю что над этими вопросами работают и будет прогресс в области правового государства, улучшение бизнес-климата и.т.д.
- Каковы, вы думаете, перспективы вступления Молдовы в ЕС? Потому что, и Вильнюсский Саммит, и Рижский Саммит имеют смысл только если видеть впереди перспективу вступления.
- Как я уже отметил, Молдова проделала большой путь. Но, да, наверное проблема европейской перспективы волнует очень много людей из общества и из политики. Европа на данный момент переживает может быть не самое лучшее время и по этому, если смотреть на инициативу Восточного Партнёрства как такового, на данный момент перспективу вступления эта инициатива не предусматривает. Но это, так сказать, одна сторона медали Восточного Партнерства.
Другая сторона медали, мне кажется, нужно набраться немножко терпения. Если проанализировать что может быть в 2014 году: парафирование Соглашения сейчас, потом подписание в 2014 году. Очень важный процесс после этого, конечно, будет имплементация данного Соглашения, и особенно важна зона свободной торговли между Молдовой и Европейским Союзом. От этого, я думаю, в очень большой степени зависит дальнейший прогресс. Потом, Молдова очень многое сделала для введения безвизового режима. Это уже другой шаг к укреплению отношений между Молдовой и ЕС.
Я думаю нужно идти так постепенно, шагами-шагами, и вопрос по поводу перспективы вступления в Европейский Союз, если Молдова будет продолжать путь реформ, встанет сам собой через некоторое время. Пока этот вопрос ещё не созрел. Но, смотря на историю тех же самых балтийских государств — может быть мы начали этот процесс немного раньше, — мы тоже сталкивались с очень большим скепсисом, если так можно сказать, со стороны многих партнёров в то время.
Но если посмотреть, что случилось на политической карте Европы за последние 15 лет — это вступление и стран Балтии, и союз стран Вышеграда, совсем недавно Хорватия вступила, есть европейская перспектива стран в Балканах, — если мы посмотрим на эту общую карту Европы, я думаю что, при реализации реформ, при большом желании и общества и политиков, перспектива Молдовы нигде не пропадёт.
- В последнее время мы всех гостей, особенно из стран с недавним общим прошлым, которые хотят приблизиться к ЕС или уже вошли в ЕС, что получил обыкновенный человек, в данном случае – обыкновенный латвиец, в результате такого приближения? Это для того чтобы обыкновенному молдованину лучше понять надо ли ему или не надо стремиться в Европу…
- Есть и в нашем обществе и позитивные и негативные оценки по поводу вступления в ЕС. Я думаю, что первое, что даёт членство в ЕС, и даже приближение к ЕС, это, как я упомянул ранее, для обычного молдованина, например, безвизовые поездки в Европу. Это очень важно.Во вторых, очень важно для молодёжи Молдовы, это возможность обучения в вузах стран ЕС.
В третьих, это некоторым покажется дискутабельно — одни их критикуют, другие говорят, что это что-то хорошее, — но всё-таки, это европейские стандарты, например, в сфере продовольствия, в индустриальной, сельскохозяйственной сферах. Есть определённые стандарты, которые одни из самых высоких в мире. Каждый молдованин может, например, ощутить на себе качество европейских продуктов.
Потом, что несомненно даёт приближение к ЕС: правительство Молдовы сейчас должно очень активно работать, чтобы ввести европейские нормы в законодательство и реализовать эти нормы. То есть, фактически, Европейский Союз даёт такую инициативу в реформировании страны, которая всегда в конце-концов пойдёт на пользу гражданам. Я не говорю, что Европейский Союз в один день решит все проблемы.
Но мне кажется, что когда есть ощущение, что Европа становится всё ближе и ближе, медленно, через внедрения стандартов, через обучение, через изменения в судебной системе, экономической системе, борьбе с коррупцией, создаются определённые условия, которые — может не сегодня, не завтра, но через какое-то время, — дадут ощутимый результат для каждого жителя Молдовы.
Что надо ещё отметить. И Латвия, и Молдова сталкиваются с тем, что люди уезжают. Приближение к Европе, это — определённый уровень качества, т.е. это даёт возможность привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, чтобы люди не уезжали. Но это, опять-таки, процесс который не происходит сиюминутно, но даёт определённую перспективу. Латвиа, например, сейчас присоединяется к Еврозоне, но это не значит, что наша жизнь изменится сразу, автоматически.
Точно также для Молдовы, которая делает первые шаги, это путь, который не только даёт ощущение принадлежности к Европе и её ценностям, но и даёт реальный результат в итоге.
Что касается Латвии, мы немножко тоже ошибались — мы уже десять лет в Европейском Союзе, жизнь улучшается, мы идём вперёд, но это происходит не так быстро. Очень много зависит не только от самого вступления в ЕС. Что касается реформ, например в системе образования или улучшение инвестиционного климата, никто это за правительство Молдовы не сделает. То есть, в итоге независимо от всего — и в этом существенное отличие Европейского Союза от Союза Советского, — в конце-концов Евросоюз, а это союз равноправных государств, не берётся решать всех проблем, но даёт стабильный фундамент для развития страны.
- В последнее время у некоторых стран Восточного Партнёрства, в том числе у Молдовы, возникли осложнения в отношениях с Российской Федерацией, объясняемые многими политиками и экспертами своего рода «ревностью» по поводу их все большего прибилжения к ЕС. В каком направлении могут развиваться подобные трения, пойдут они на убыль или же предстоят еще большие осложнения?
- Самое главное, что тут нужно понять: Восточное Партнёрство ни в коей мере не направлен против третьих государств, в частности Российской Федерации. Когда была основана инициатива Восточного Партнёрства, цель преследовалась практически одна — и Молдова, и Украина, и Беларусь, и страны Кавказа, это соседи Европейского Союза, и несомненно самой главной целью было создание пояса стабильных, хорошо функционирующих, демократических государств. И в этом смысле, Европейский Союз предложил форму — Соглашение об ассоциации, — т.е. через свободную торговлю, через свободное передвижение, укреплять связи. И Латвия всегда это поддерживала. Мы хотим видеть хороших, добрых соседей у границ ЕС.
С другой стороны, Россия — стратегический партнёр ЕС и мы несомненно хотим тесных отношений и с Российской Федерацией. То есть, мы не видим, что укрепление связей с Восточным Партнёрством или с Россией это за счёт кого-то. В этом смысле, мы немного сожалеем, что Россия пока данную позицию ЕС не воспринимает позитивно. Но, что совсем неприемлемо, так это то, что Россия старается повлиять на внешнеполитический курс отдельных стран, особенно партнёров, которые изъявили искреннее желание строить отношения с ЕС на ещё более тесном уровне. Очень важно здесь отметь, что на данный момент, как я уже упомянул, мы не говорим о перспективе вступления в ЕС Молдовы или Украины, мы говорим о создании зоны свободной торговли, укреплении людских контактов. В этом смысле, непонятно, почему у России такая позиция.
Мы, несомненно, в рамках нашего Председательства, будем и в дальнейшем разъяснять позицию ЕС по вопросам Восточного Партнёрства; это будут делать и другие страны ЕС. Наверное нужно время, чтобы Россия осознала в каком направлении это Партнёрство движется. ЕС открыт к сотрудничеству по всем вопросам с Российской Федерацией, но, как я уже сказал, не за счёт Восточного Партнёрства.
- Кстати, при назначении именно Вас на должность Посла по особым поручениям по проблемам стран Восточного Партнёрства, а это, напомним все бывшие советские республики, сыграл ли роль имеющийся у вас неординарный опыт в латвийско-русских отношениях, о котором пресса писала лет десять назад?
- О-о-о…это было (смеётся) настолько давно... Я начинал свою карьеру в Министерстве Иностранных Дел будучи референтом, кстати, по Молдове и Украине, ещё в далёком 1996 году; удалось также поруководить отделом [по вопросам] России и стран СНГ и была командировка в РФ. В 2004 я уехал из Москвы по просьбе Российского правительства и много лет не въезжал на территорию РФ. Но, кстати, я сейчас бываю в России.
Да, это был интересный момент в моей жизни. Но, в своей работе я профессионал, и мои отношения к России, несмотря на эти исторические события, никак не поменялись. Я всегда выступал за хорошие латвийско-российские отношения.
Я не думаю, что сейчас в этом есть какая-то связь, потому что позиция Посла по вопросам Восточного Партнёрства, она не только в Латвии, она и в Литве, в Швеции, Франции, Германии, т.е. в очень многих стран ЕС. Это доказывает, что роль Восточного Партнёрства как политики ЕС возрастает. Как я отметил в предыдущих вопросах, моя работа будет направленна на укрепление связей со странами Восточного Партнёрства, что никак не ставиться наперекор латвийско-российских отношений. У нас с Россией, в последние годы, сложились хорошие, активные экономические отношения. Есть проблемы, несомненно, но проблемы есть и у вас, и у Украины, и мы стараемся их решать насколько оно возможно.
Я очень надеюсь, что в перспективе, подходя к Рижскому Саммиту, нам удастся и укрепить отношения со странами Восточного Партнёрства, и наладить диалог с Россией.
- В каких странах вы еще работали до этого назначения и каким образом тот опыт может помочь Вам в налаживание или развитие связей со странами Восточного Партнерства?
- У меня довольно таки пёстрая география карьеры — я был в России, я был в Белоруссии, был в Словении, которая никак ни связанна с Восточным Партнёрством, ну и в США.
Мне кажется, от каждой страны я взял какую-то перспективу. Например, США это глобальная держава, которая очень активно следит за событиями и в рамках нашего региона; есть много экспертов, с которыми у меня сложились очень хорошие отношения, и несомненно их мнение помогает мне лучше понять какую-то отдельную тематику Восточного Партнёрства. Работая в Белоруссии — это наша страна-сосед и тоже страна Восточного Партнёрства, — будучи в этой стране на месте, это даёт конечно же самую лучшую перспективу.
Также, я очень много ездил. Как я уже говорил, это уже мой пятый визит в Молдову. В Украине бывал, очень часто в Грузии и в Азербайджане. То есть, позицию этих стран, особенно Молдовы, я ощущаю довольно таки хорошо.
Принимая во внимание наш активный диалог с Молдовой, в сфере политической и в сфере консультаций — очень активно работает посол Молдовы в Латвии, господин [Алексей] Кракан, с которым у нас очень хорошие личные отношения, — тематику Молдовы «не потеряешь». Я думаю, что предыдущий опыт поможет и в рамках нашего Председательства, и очень надеюсь в укреплении связей Молдовы с ЕС.
Хотелось бы пожелать набраться терпения, нужно много работать и любые мечты могут сбыться. Я полностью уверен в будущем Молдовы как европейской стране.
Валериу Василикэ, IPN