logo

Кто и почему осложняет молдо-российские отношения? Эксперты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/kto-i-pochemu-oslozhnyaet-moldo-rossiyskie-otnosheniya-eksperty-ipn-7978_1044739.html

Видеомост от 16 октября 2018 г. с участием пресс-секретаря Министерства иностранных дел Марии Захаровой преследовал цель убедить нас в том, что внутриполитическая обстановка в Молдове осложняет молдо-российские отношения. Отвечая на вопросы участников и для большей убедительности, российский дипломат дала развёрнутую оценку процессам, протекающим в Республике Молдова: „Мы наблюдаем за всеми процессами, мы их анализируем и пытаемся, несмотря на те, порой противоречивые, внутриполитические процессы, и на противоречивые заявления, которые делают не только политики – они на то и политики – но уже государственные деятели, представители различных ветвей власти, несмотря на это, мы стараемся развивать полноценные отношения с этим государством. Хотя это делать не просто, учитывая диаметрально противоположные заявления, которые регулярно поступают из Кишинёва”.

Такого рода оценки, накладываемые на потенциал двух стран – Республики Молдова и Российской Федерацией, призваны убедить нас в том, что власти, молдавский политический класс в целом, ведут себя неразумно в отношении Российской Федерации. То есть, Республика Молдова вредит себе собственной неадекватной внутренней и внешней политикой. Конечно, этот вывод подразумевается, неявно внушается, но он поддерживается отношением Марии Захаровой к тем многосторонним партнёрским отношениям, которые поддерживает Молдова: нет проблемы в том, чтобы развивать молдо-российское партнёрство параллельно с развитием отношений с интеграционными объединениями –европейскими или на постсоветском пространстве, международными организациями или другими государствами. Но, безусловно, не способствующим динамике двусторонних молдо-российских отношений фактом является неконструктивная позиция европейских структур, которые ставят в отношениях с Республикой Молдова вопрос: „либо с нами, либо с кем-то ещё”.

Конечно, в настоящее время представители Российской Федерации пытаются спасти своё лицо, заявляя, что Россия не противилась многомерным интеграционным процессам. Но мы до сих пор ощущаем последствия эмбарго, введённых Российской Федерацией против Республики Молдова перед саммитом ЕС в Вильнюсе, где должно было быть парафировано Соглашение об ассоциации Республики Молдова с ЕС. В этом смысле шаги Российской Федерации были предостерегающими и превентивными, так как они были предприняты ещё 10 сентября 2013 года, более чем за два месяца до саммита ЕС от 28–29 ноября 2013 года. Мы помним и то, какие аргументы привёл президент Владимира Путин, чтобы предостеречь Украину и Молдову от парафирования и, соответственно, подписания соглашений об ассоциации с ЕС – ожидание потенциального притока реэкспорта европейских товаров на российский рынок в условиях режима свободной торговли, через страны, заключившие соглашения об УВЗСТ: Если наши соседи пойдут на либерализацию таможенного режима с ЕС, то на рынок Украины неизбежно хлынут товары, достаточно неплохие по качеству и по цене, но это приведёт к тому, что они будут выдавливать с собственно украинского рынка товары украинского производства… Тогда странам Таможенного союза придётся подумать о защитных мерах”. И защитные меры последовали незамедлительно:

- Уже 10 сентября 2013 года, всего через три недели после выражения гипотетической обеспокоенности президентом Владимиром Путиным, Роспотребнадзор, учреждение, которое занимается защитой прав потребителей в Российской Федерации, приостановило импорт молдавских вин, заявив, что эмбарго связано с претензиями к качеству алкогольных напитков, поставляемых из Республики Молдова;

- С 21 июля 2014 года Российская Федерация решила запретить ввоз фруктов и овощей из Республики Молдова. Российские власти заявили, что в нескольких партиях фруктов был обнаружен вредитель – восточная плодожорка, а в случае консервов было заявлено о несоблюдении норм маркировки и идентификации товара;

- 1 августа 2014 года правительство Российской Федерации приняло решение о введении таможенных пошлин на импорт товаров из Молдовы, которое вступило в силу с 1 сентября 2014 года. Пошлины были установлены „на уровне ставок единого таможенного тарифа Таможенного союза”. Пошлины были введены в отношении 19 позиций, в том числе на мясо, овощи, фрукты, зерно, муку, сахар, семена подсолнечника, пиво, вино и другие алкогольные напитки, спирт, мебель. Такими стали последствия предупреждений о том, что будут приняты „меры защиты”, если окажется, что Соглашение об ассоциации наносит ущерб российской экономике.

Аналогичные меры были приняты и в отношении Украины. Но в этом контексте стоит отметить, что партнёры Российской Федерации по Таможенному союзу, Беларусь и Казахстан, выступили против инициативы о введении таможенных пошлин. Любопытно, что партнёры Российской Федерации не столь драматично оценивали гипотетические угрозы, исходящие от возможного реэкспорта из стран, заключивших соглашения об ассоциации и свободной торговле с ЕС. Это ещё более любопытно в случае Республики Молдова, принимая во внимание, что объём торговли Российской Федерации с нашей страной составлял на тот момент лишь 0,2% от совокупного объёма российской внешней торговли. При таких объёмах торговли между Российской Федерацией и Республикой Молдова угрозу подрыва российской экономики вследствие реэкспорта в режиме свободной торговли нужно было бы, конечно, научно обосновать, представив и незаконные схемы.

Но любопытные аспекты не заканчиваются на констатации того, что Российская Федерация приветствует многосторонние интеграционные усилия Молдовы. Дело в том, что и определённые внутриполитические силы Республики Молдова участвуют в этом процессе. Так, Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ) предпринимала попытки оправдать череду эмбарго со стороны Российской Федерации в отношении Молдовы. В обмен на это президент Владимир Путин согласился сфотографироваться вместе с лидерами ПСРМ в канун избирательной кампании к выборам от 30 ноября 2014 года. Конечно, что глава российского государства не призвал молдавских граждан голосовать за ПСРМ, просто он, с предвыборных билбордов ПСРМ, дал понять, на чьей он стороне. В ходе видеомоста, состоявшегося 16 октября 2018 г., российское официальное лицо, Мария Захарова, заверило нас в том, что так будет и впредь.

В настоящее время подретушированную позицию Российской Федерации, озвученную Марией Захаровой, разделяет и глава государства Игорь Додон. С начала этого года глава государства сделал ряд заявлений на саммитах в Санкт-Петербурге, Кран-Монтана, Ереване и др., которые сводятся к тому, что „национальные интересы диктуют необходимость выстраивания взвешенной внешнеэкономической политики. Для нашей страны сотрудничество в рамках различных интеграционных проектов – это большое благо. У нас есть соглашения о свободной торговле с Европейским союзом, странами Содружества Независимых Государств”. То есть, сводится именно к тому, к чему призывал нас ЕС в 2013 году, перед саммитом в Вильнюсе.

Делая выводы по итогам видеомоста с участием российской чиновницы Марии Захаровой, мы не можем обойти вниманием то, что драматические события в Украине начались в октябре 2013 года, после предупреждений Российской Федерации о введении эмбарго против постсоветских республик, собравшихся подписать соглашения об ассоциации и свободной торговле с ЕС. В настоящее время мы можем лишь сожалеть о том, насколько деградировала ситуация в регионе, частью которого является и Республика Молдова. Обстановка в регионе резко ухудшается и по причине раскола внутри Православия, вызванного российско-украинским конфликтом. А эти обстоятельства подразумевают законный вопрос к властям Российской Федерации – почему Великобритании удалось построить Содружество наций, с участием 53 стран и примерно 1/3 мирового населения, а Российская Федерация близка к тому, чтобы утратить надежду на возможность построения того, что она называет Русским Миром? Не потому ли, что вместо того, чтобы помогать бывшим советским республикам, она в действительности оказывает на них давление?

Эксперты IPN