По данным ЕС, 82% жителей Молдовы знают о финансовой поддержке Евросоюза, но только 58% считают эту поддержку эффективной. При этом, по результатам опроса, проведенного по заказу программы „Восточное партнерство”, 63% молдаван доверяют ЕС, а у 61% сложился положительный образ Евросоюза. Почему при растущем уровне доверия и симпатий к Европейскому союзу остаются сомнения в эффективности европейской поддержки, обсуждали участники публичных дебатов „Кому и как помогает в Молдове Евросоюз”. Они были организованы в IPN в рамках проекта „Преодоление стереотипов о евроинтеграцции через коммуникацию”.
По общему мнению участников дебатов, причина сложившейся ситуации в излишней политизации вопросов развития страны, частой сменяемости правительств и незавершенности реформ. „ЕС сместил акценты и перешел на прямое сотрудничество с местными властями и предпринимателями, однако роль центральной власти еще очень велика, в том числе в привлечении ресурсов для развития, - отметил исполнительный директор Конгресса местных властей Молдовы Виорел Фурдуй. – У ЕС есть наработанные практики, но он не до конца понимает ситуацию в постсоветских странах, когда центральные власти недобирают уровень доверия, необходимый для того, чтобы ресурсы использовались по назначению и эффективно”.
Как подчеркнул Виорел Фурдуй, Молдове не хватает внутренних средств для модернизации всех сфер деятельности, и внешняя помощь крайне необходима. „Но, чтобы помощь для развития поступала в полном объеме, нужны четкие сигналы и со стороны общества, и со стороны государства. Однако от центральных властей таких сигналов нет. Есть шараханье из стороны в сторону и попытка усидеть на двух стульях, а это не открывает больше дверей”, - отметил исполнительный директор Конгресса местных властей.
„У нас очень централизованный подход к развитию, и это одна из наших самых больших проблем. Если бы мы продвинулись в децентрализации, то у нас было бы намного больше инициатив на местном уровне”, - уверен Виорел Фурдуй.
А главная проблема провоцирует множество других. „Местные власти зависимы от центральных, у них нет фондов, есть сложности с распределением европейских ресурсов, они не могут обеспечить софинансирование крупных проектов”, - перечисляет эксперт.
„Ситуация сложилась так, что сегодня в регионах больше государственных мужей, чем в центре. Но процесс децентрализации заблокирован и у местных властей по-прежнему связаны руки”, - говорит исполнительный директор Конгресса местных властей Молдовы.
Как отметил исполнительный директор Ассоциации производителей и экспортеров фруктов Moldova Fruct Юрие Фала, после подписания Соглашения об ассоциации РМ-ЕС у аграриев появилась возможность общаться с коллегами из стран Восточного партнерства и внедрять современные технологии, но месcедж от центральных властей не способствовал устойчивой интенсивности этого процесса. „Скорость реформ оставляет желать лучшего, а гармонизация законодательства, которая так ожидалась, идет скорее количественно, чем качественно”, - подчеркнул Юрие Фала.
По его словам, начатая в 2017 года реформа по децентрализации системы власти так и не стала драйвом для развития. „Все равно приходится идти с шапкой в Кишинев и просить деньги то на то, то на другое. Это мешает развитию бизнеса, от этого очень страдает развитие сельской местности”, - говорит исполнительный директор Moldova Fruct.
„Мы неоднократно поднимали этот вопрос, что государственные институты не работают. То же Агентство по интервенциям в сельское хозяйство - оно должно отвечать за внедрение проектов. А мы восемь-девять лет из года в год обсуждаем одни и те же вопросы, ходим по замкнутому кругу, тонем в разногласиях. Чиновники, отвечающие за сельское хозяйство и развитие регионов, то пакуют чемоданы, то распаковывают. Отсюда отсутствие мотивации в работе, медленная скорость реформ и непонимание реальной ситуации в стране”, - убежден Юрие Фала.
„Если мы попытаемся нарисовать график наших отношений с ЕС, то увидим, скорее, тенденцию к снижению”, - отметил в ходе дебатов постоянный эксперт проекта юрист Штефан Глигор. Он напомнил, что скептицизм ЕС сохраняется с 2015 года, когда в Молдове были заморожены многие европейские проекты. „Евросоюз был ошеломлен «кражей миллиарда», уровнем коррупции на самом высоком уровне, вовлеченности властей в вывод миллиардов долларов из России. Не удивительно, что он изменил подход в оказании помощи Молдове, переставил акценты с работы с центральными властями на более активную помощь местным сообществам и предпринимателям. И в ближайшее время этот подход вряд ли изменится”, - говорит Штефан Глигор.
Между тем молдавские власти «продолжат присваивать себе чужие результаты», уверен эксперт. „Кто в Молдове думает и знает, что есть сотни людей, которые получают зарплату за счет денег, выделенных ЕС? На прошлой неделе пришли 30 млн евро. Сколько усилий потратило наше правительство на разъяснение этой помощи?” - задает говорящие вопросы эксперт.
Он напомнил, что „ЕС помогает Молдове не одно десятилетие, но до сегодняшнего дня никто в нашей стране не озаботился созданием эффективного инструмента учета этой помощи, информирования о ней и популяризации”.
Опросы в рамках проекта ЕС „Восточное партнерство” уже шесть лет ежегодно проводятся в шести странам ВП.
Публичные дебаты „Кому и как помогает в Молдове Евросоюз” были организованы в рамках проекта „Преодоление стереотипов о евроинтеграции через коммуникацию”, который информационное агентство IPN реализует при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.