logo

Комрат-Кишинёв: Что осень нам готовит?


https://www.ipn.md/index.php/ru/komrat-kishinev-chto-osen-nam-gotovit-7978_1007450.html

Анализ IPN: До нового политического сезона остались считанные дни. По традиции последнего времени одной из главных составляющих политического процесса станут отношения между центральными властями и Гагаузской автономией. Какие инициативы стоит ждать от Комрата? И насколько они повлияют на молдавскую политическую повестку?

---

Детали сюжетной линии молдавско-гагаузских отношений этой осенью можно узнать, проанализировав главные информационные поводы, которыми отметился Комрат в течение последних месяцев.

От слов к протестам

Первым напомнит о себе конфликт межбюджетных отношений Гагаузии с центральными властями, который возник в июле в связи с принятием молдавским парламентом поправок в Закон «О местных публичных финансах», согласно которым большая часть налогов, собираемых на территории Гагаузии вместо аккумулирования в местном бюджете, будет перечисляться в государственную казну. Руководство автономии, напомним, единодушно охарактеризовало действия молдавского правительства, как попытку лишить край финансовой автономии, посадив на «денежный поводок».

Если летом гагаузские лидеры ограничили своё недовольство декларациями, то осенью устные протесты могут перейти в уличные акции. Окончательное утверждение новых поправок в законодательство, по информации гагаузской стороны, запланировано в рамках одной из первых парламентских заседаний, которое, скорее всего, будет проходить под аккомпанемент протестных лозунгов приехавших в Кишинёв гагаузов.

Конфликт вокруг новой структуры налоговых отчислений может получить развитие, если к данной теме присоединятся и местные власти со всей Республики Молдова. К слову, в данных процессах стоит ожидать и активизации руководимой башканом Гагаузии Партии регионов Молдовы, доктрина которой как раз заключается в защите интересов, в том числе финансовых, местных сообществ.

Будут ли в состоянии кишиневские и комратские политики  найти общий язык и прийти к взаимоприемлемому решению в этом вопросе без конфронтации и без взаимного давления, покажет время. На днях, преставители парламентских фракций всех трех партий, представляющих правящую колицию, выразили в интервью IPN готовность вернуться к данному законопроекту, для того чтобы обсудить возникшие проблемы. Способны ли будут обе стороны искренне вникнуть во все существующие точки зрения на данную проблему? В том числе, точку зрения авторов проекта  Национальной Стратегии о децентрализации, которые говорят что  изменения, внесенные в Закон о местных публичных финансах соответствуют европейским принципам децентрализации, которые предусматривают прямые отношения сельских и коммунальных примэрий с центральным бюджетом, без посредничества районных и региональных властей, и что именно в этом заключается механизм обеспечения реальной независимости каждого села и каждой коммуны. С этой позиции выходит, что именно региональные власти Гагаузии противятся реформам в этой области, стремясь посадить местные власти на собственный «денежный поводок». Хотя, с другой стороны, такой подход в очередной раз побуждает Комрат напомнить о том, что Гагаузия является автономным образованием в составе Молдовы, а не рядовым районом и, следовательно, населённые пункты автономии должны участвовать в первую очередь в бюджетном процессе на местном уровне.

Проблемные референдумы

Ещё более громкое продолжение обещает получить история с референдумом о возможном выходе Гагаузии из состава Молдовы. Напомним, что в конце июля в адрес Народного собрания Гагаузии поступило обращение некой инициативной группы, которая потребовала от гагаузских законодателей добиться исполнения молдавскими властями Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии», который, по ее мнению, нарушается с момента своего принятия в 1994 году. В противном случае от НСГ потребовали организовать до декабря 2015 года на территории Гагаузии консультативный референдум по вопросу выхода автономии из состава Молдовы и возвращения к статусу Гагаузской Республики, просуществовавшей в качестве непризнанного образования с 1990 по 1994 год. Кроме того на плебисцит могут вынести вопросы об отношении жителей Гагаузии к возможной перспективе вступления в Таможенный союз и об отношении к курсу европейской интеграции, проводимому официальным Кишинёвом.

В поддержку данного обращения по утверждениям представителей НСГ, было собрано более 6 тыс. подписей. И хотя достоверность данных подписей многими местными политиками была поставлена под сомнение, это не помешало Народному собранию запустить процесс общественного обсуждения скандальной инициативы. В частности, юридическая комиссия Народного собрания приняла постановление, согласно которому вопросы, поднятые в обращении инициативной группы, необходимо обсудить на заседаниях местных советов и собраниях граждан всех населенных пунктов Гагаузии. Данные собрания будут проходить до 25 сентября, после чего принятые на них резолюции будут направлены в НСГ.

С точки зрения национального законодательства, решения о «сепаратистском референдуме», принятые сельскими советами, безусловно, никакой юридической силы не имеют. Другое дело, что они могут привести к резкому обострению отношений автономии с Кишинёвом со всеми вытекающими последствиями – попытками правительства применить правовые санкции, заморозка государственного финансирования строительства на территории Гагаузии социальных объектов, отдаление перспективы нормализации процесса приднестровского урегулирования. Как видно, возможные последствия чреваты неприятностями для обеих сторон.

Что касается вопросов о Таможенном союзе и евроинтеграции, то несмотря на неприемлемость для молдавского руководства вынесения этих тем на всенародное волеизъявление, попытка воспрепятствовать проведению соответствующего референдума будет сопряжена со сложностями. Главная проблема будет заключаться в том, что общественное мнение в значительной мере будет на стороне гагаузов. А действие вопреки позиции по крайней мере половины граждан станет ещё одним фактором, подрывающих устойчивость нынешней правящей коалиции.

Говоря о Проевропейской коалиций, стоит отметить, что в самой щепетильной ситуации оказалась Демократическая партия Молдовы, которая, если судить по официальной информации, находится у власти и в Гагаузии – у нее большинство и в региональном парламенте. Какая-то неестественная ситуация: на региональном уровне, ДПМ запускает механизмы, ведущие к отделению какой-то части от государства, воможно, разрушению этого самого государства, а на центральном уровне та же партия  должна будет сопротивлятья данным тенденциям. Может, еще не поздно уладить все на внутреннем семейно-партийном уровне, без того, чтобы будоражить массы?

Пора делать ставки

Ещё одним осенним событием политической жизни автономии, которое в перспективе будет иметь эхо в национальном масштабе, является намеченный на октябрь съезд Общественного движения «Единая Гагаузия». Главным вопросом предстоящего форума, как ожидается, станет определение фигуры кандидата от единогагаузов на следующих выборах башкана, которые состоятся в конце 2014 – начале 2015 года.

Несколько лет назад, в одном из своих интервью башкан автономии Михаил Формузал, отвечая на вопрос о своём преемнике, дал понять, что на данную роль подходят несколько кандидатов. Среди прочих были названы фамилии нынешнего первого заместителя башкана Валерия Яниогло, председателя администрации Чадыр-Лунгского района Сергея Бузаджи и ныне депутата НСГ из Вулканешт Виктора Петриогло. За прошедшее с тех пор время тема преемника башкана больше не поднималась, а каких-либо сигналов, указывающих на выбор конкретной кандидатуры, также не было. И хотя в должности главы автономии из всех представителей команды Формузала легче всего представить его нынешнего первого зама Яниогло, на осеннем съезде, однако, скорее всего будет объявлено о начале внутриорганизационных т.н. праймериз.

Так или иначе, кто бы ни стал кандидатом от «Единой Гагаузии», молдавским правящим кругам уже пора определяться с собственной стратегией на выборах башкана, которые состоятся практически одновременно с парламентскими выборами во всей Молдове. От того, кто стоит у руля автономии зависит характер взаимоотношений  центральной власти с регионом. Поэтому башканская кампания – это не только выбор местного населения, но и в определённой степени ставка Кишинёва.

Гагаузия и Вильнюсские ожидания

Как видим, отношения Кишинёва с Комратом осенью ждут серьёзные испытания. Дополнительную нервозность будет придавать приближающийся Вильнюсский саммит Восточного партнёрства. Действия гагаузских политиков уже упоминались некоторыми политическими комментаторами, как помехи, которые могут стать причиной неподписания важных для Молдовы документов в Вильнюсе. Если вышеупомянутые проблемные вопросы в отношениях молдавских властей с Гагаузией не удастся решить, то ситуация примет характер затяжного конфликта. В таком случае, если намеченное на конец ноября в столице Литвы мероприятие действительно не оправдает ожиданий Кишинёва, то уже сегодня понятно, кто окажется в списке «виновных» в этом провале.

Нельзя однозначно утверждать, что все проблемы в отношениях Комрата и Кишинева в последнее время и в ближайшие месяцы необходимо рассматривать сквозь вильнюсскую призму. Тем не менее, допустимо предположение, что тенденции, которые происходят на юге страны, в перспективе могут отразиться на государственных устоях самой Республики Молдова.

В данном контексте уместно вспомнить ряд высказываний некоторых кишиневских политиков и аналитиков, которые видят в создавшейся обстановке аналогию с той, что предшествовала разрушению Советского Союза. Первый президент Молдовы Мирчя Снегур неоднократно говорил об условии, перед которым ставили его тогдашине руководители СССР Горбачев и Лукьянов: «Или подпишешь Союзный договор, или будешь иметь на территории Молдавии еще две республики». Есть мнение, что это сыграло роль в появлении Приднестровской и Гагаузской республик. Этой осенью, в Вилнюсе, Республике Молдова вновь предстоит сделать судьбоносный выбор….

Вячеслав Крачун, для IPN