logo

Кого боится Илан Шор? Анализ IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/kogo-boitsya-ilan-shor-analiz-ipn-7978_1067368.html

Депутат Марина Таубер, заместитель председателя Политической партии «Шор», недавно заявила о том, что председатель политформирования Илан Шор, объявленный в розыск за незаконный выезд за пределы Республики Молдова, не появляется на публике из-за существующих „рисков для его жизни и безопасности”. Такое заявление должно породить очень большое беспокойство у всего общества и вызывать незамедлительную реакцию государственных институтов. Потому что сохранение жизни и безопасности каждого члена общества должно являться первостепенным долгом государственных институтов, возможно, тем более, когда речь идёт о целом депутате парламента. Учреждения, оставляющие без внимания такие заявления, напрасно едят свой хлеб и должны быть реформированы / ликвидированы, а их руководители – заменены другими, возможно, более профессиональными, но и более отзывчивыми.

В ожидании реакции соответствующих органов, попробуем проанализировать: откуда и почему гражданину Илану Шору могут угрожать столь большие опасности?

Единственный намёк, сделанный Мариной Таубер, который может быть связан с заявленными опасностями (а может и не быть), заключается в том, что премьер Майя Санду „оказывает огромное давление, говоря судьям, какие решения они должны принимать, тем самым оказывая давление на правосудие и на дело Илана Шора”. Если пойти по этому пути, то можно предположить, что „опасность для жизни и здоровья” может исходить от правосудия, возможно, несправедливо относящегося к делу Илана Шора, которое находится в центре внимания судебных инстанций уже три года. Однако что-то здесь, всё же, не вяжется. Если своим решением, не подлежащим обжалованию, суд не признает его виновным, то заявленные опасности не будут актуальны ни до, ни после этого решения. Если же Илан Шор будет признан виновным и приговорен к некоторому сроку лишения свободы, то лично он и его сторонники смогут говорить об избирательном и находящемся под политическим влиянием правосудии, о большой несправедливости, об опасности для здоровья и свободы, но не об „угрозах его жизни и безопасности”. В Республике Молдова люди живут и в заключении, например, экс-премьер Влад Филат, оказавшийся в тюрьме из-за явки с повинной Илана Шора, бизнесмен Вячеслав Платон, приговорённый примерно к 30 годам лишения свободы, экс-депутат от Демпартии Юрие Болбочану, обвинённый в целой „измене Родине”, а также другие, недвусмысленно высказавшиеся об „избирательном”, „политическом” и „несправедливом” характере своих приговоров. Таким образом, „опасность для жизни и здоровья” исходит не от „справедливого” или „находящегося под влиянием” правосудия.

Таким образом, причина, по которой Илан Шор не показывается на публике, оберегая свои жизнь и безопасность, не связана с правосудием, потому что так или иначе, рано или поздно, ему придётся предстать перед судьёй. Конечно, если он действительно не скрывается от правосудия и не покинул Республику Молдова, нарушив закон, запрещающий ему покидать пределы страны, пока он находится под судебным контролем. Или, быть может, он всё-таки находится в другой стране, не в Молдове, и тогда формулировка „угрозы жизни и безопасности” может быть оправданной, а может и не быть. В случае если она не оправданна, следует предположить, что речь идёт об уловке, прикрывающей незаконное отсутствие на территории страны. Но „угроза жизни и безопасности” вполне может быть реальной и актуальной, где бы Шор ни находился, вот только исходит она не от правосудия.

Одно из предположений может заключаться в том, что Илан Шор скрывается не от прокуратуры и суда. Если хотя бы часть того, что говорят в публичном пространстве о его роли в банковском мошенничестве и других масштабных мошеннических схемах, является правдой, то в большей степени ему следует опасаться своих возможных сообщников. А они, если верить фильмам соответствующего жанра, могут найти кого угодно и где угодно, и, возможно, в тюрьме им это сделать проще, поэтому Илан Шор не соглашается предстать перед судьями, которые могут вынести такое решение. Сообщники, если таковые имеются, имеют серьёзные основания хотеть, чтобы он не заговорил в ходе расследований, которые, похоже, уже начинаются. Они хотели бы видеть молчащим именно его, уже показавшего свою полезность, когда он написал явку с повинной в отношении одного высокопоставленного лица, по-видимому, нежелательного для других лиц, занимавших высокие посты, официальные или неофициальные.

Возможно, это предположение является ещё одной причиной для того, чтобы уполномоченные органы приняли меры, нашли Илана Шора и опередили своих потенциальных конкурентов, если им нужен „говорящий” свидетель.

Валериу Василикэ, IPN

Примечание IPN:

В июне 2017 года Илан Шор был приговорён к семи с половиной годам лишения свободы за причинение государству ущерба посредством обмана и злоупотребления доверием. Его уголовное дело поступило в Апелляционный суд Кахула, который пока не вынес своего решения. В начале июля 2019 года правоохранительные органы возбудили новое уголовное дело в отношении лидера Партии Шор – за то, что он покинул территорию Республики Молдова, несмотря на наличие соответствующего запрета.