logo

Кишинев вновь ищет поддержки Брюсселя


https://www.ipn.md/index.php/ru/kishinev-vnov-ishchet-podderzhki-bryusselya-7978_1025471.html

 

 
„Разбивка” реформ, придание им приоритетности („план действий”), и их внедрение под лупой, то есть под пристальным вниманием европейцев, является способом проталкивания болезненных для нынешней политической системы реформ. Однако вопрос заключается в том, будут ли реформы проведены в полном объеме, и обретут ли они необратимый характер, или все же будут приведены в соответствие с интересами нынешней власти…

Дионис Ченуша
 

 



Обязательства Молдовы, предусмотренные в Соглашении об ассоциации с ЕС, подтвердил новый министр иностранных дел Андрей Галбур в ходе своего визита в Брюссель 8 февраля 2016 года. Если учесть отсутствие какого-либо ясного отношения ЕС к новому правительству Республики Молдова, то визит Галбура в Брюссель имеет огромное политическое значение для нынешней власти. С одной стороны, Галбуру надо было установить собственные контакты с официальными лицами из Европейской комиссии, которые на протяжении последних лет общались с Кишиневом в основном через экс-министра иностранных дел Наталией Герман. С другой стороны, на Галбура была возложена отнюдь не простая миссия произвести положительное впечатление о правительстве Павла Филипа, чью правомерность и законность протестующие граждане страны считают спорными.

Осмотрительность ЕС и решительность Кишинева

Визит в Брюссель является первой зарубежной командировкой Андрея Галбура после получения им мандата министра иностранных дел. Иначе и быть не могло, поскольку именно реанимация европейской повестки дня может позволить оживление внешней помощи Молдове. А без этого нынешняя власть, обвиняемая в тесных связях с олигархом Владимиром Плахотнюком, не сумела бы выжить с политической точки зрения. Исходя из этих соображений, Галбур решил встретиться с одним из ключевых игроков в Брюсселе, а именно, с Йоханнесом Ханом, Европейским комиссаром по политике соседства и переговоров по вопросам расширения. Задача молдавского официального представителя была трудной, поскольку в конце прошлого года Хан был одним из главных критиков политической ситуации в Молдове. Так, в декабре 2015 года ЙоханнесХан подсказал мысль о том, что ситуация может измениться при выполнении трех условий: появления нового поколения политиков, рестартирование политики и очистки системы.

Независимо от реальной мотивировки Галбура, его послания европейским партнерам будут расценены, скорее всего, сдержанно. Осмотрительность, осторожность ЕС исходят из того, что правительство Филипа рассматривается как часть олигархической системы. Но доля подозрения может сократиться при существовании ощутимых и необратимых достижений в повестке дня реформ. Это объясняет твердые обязательства Галбура по реформам, а также премьер-министра Филипа, взятые им в письме, переданном председателю Европейской комиссии через Йоханнеса Хана.

ЕС хочет реформ на практике

Ускорение реформ, а также осязаемая оценка их осуществления представляют лишь два существенных аспекта, на которые сослался Европейский комиссар Хан. Он подчеркнул необходимость наличия „плана действий”, включающего осуществление самых неотложных реформ (банковский сектор, система правосудия, генеральный прокурор, борьба с коррупцией). По мнению Йоханнеса Хана, в „план действий” должны войти крайние сроки и органы, ответственные за их соблюдение. Более того, Хан потребовал опубликования этого документа с тем, чтобы можно было провести мониторинг действий власти. К тому же ожидания Хана состояли в том, чтобы данный документ был подготовлен до 12 февраля. Эти предложения носят характер требований, которые молдавские власти обязались выполнить

Власть РМ рассчитывает на восстановление доверия иностранных партнеров, а косвенно – повысить свою легитимность в Молдове, укрепив тем самым политическую позицию ДПМ и ее спутников. В Брюсселе же рассчитывают на то, что путем „дробления” и придания приоритеа определенным обязательствам, требования Соглашения об ассоциации с ЕС можно легче выполнить. Тем не менее, основной задачей остается внедрение Национального плана действий по осуществлению Соглашения об ассоциации и ликвидация задолженностей, которые накопились за 2015 год.

Помимо прессинга, которому подвергается правительство со стороны протестующих, в меньшей степени со стороны неправительственных организаций, проявленное властями рвение определяется также заседанием Совета Ассоциации ЕС-РМ, которое запланировано на середину марта 2016 года. Его успех зависит от достижений правительства, а также и от образа действий протестующих. А ведь они могут воспользоваться моментом, чтобы увеличить давление на правительство как-раз в присутствии европейских официальных лиц. Кроме того, заседание Совета Ассоциации будет проходить в условиях, когда истекает срок мандата президента Николае Тимофти, что может стать источником будущей политической дестабилизации в Молдове.

Замалчивание властями Молдовы посланий ЕС

Вероятные последствия визита МВФ в Кишинев также фигурировали в повестке дня дискуссий Йоханенеса Хана и Андрея Галбура, но по неизвестным причинам они отсутствуют в пресс-релизе молдавской стороны. Этот аспект важен, так как Европейский комиссар подчеркнул, что от результатов оценки миссии МВФ будет зависеть размораживание европейской помощи. Кроме того, Хан обещал, что вся, предназначенная Молдове помощь, никоим образом не будет аннулирована или сокращена, а будет выделена в том же объеме, но в зависимости от выполнения политических, финансовых и макрофинансовых условий.

Дискуссии по всем направлениям

Также в рамках визита в Брюссель молдавский министр иностранных дел официально встретился с заместителем Генерального секретаря НАТО Александром Вершбоу. В отличие от диалога с Еврокомиссаром Ханом, беседы с официальным лицом из НАТО сосредоточились на реформах, изложенных в Индивидуальном плане действий партнерства РМ-НАТО. Галбур счел нужным подтвердить обязательства молдавской стороны, связанные с модернизацией национального военно-оборонного сектора. Официальный представитель НАТО подтвердил поддержку этой организацией суверенитета и территориальной целостности Молдовы. Была подтверждена и готовность НАТО предоставить экспертизу, а также помощь в проведении реформ с целью укрепления молдавской системы безопасности и обороны.

Кроме командировки в Брюссель, Андрей Галбур принял участие и в ежегодной Конференции по безопасности, проходившей 12-14 февраля 2016 года в Мюнхене. В контексте этой конференции Галбур встретился с вице-председателем Европейской комиссии и главой европейской дипломатии Федерикой Могерини, с национальными лидерами государств Евросоюза, а также с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Викторией Нуланд. Мюнхенская конференция по безопасности послужила молдавскому официальному лицу подходящей платформой для установления контактов и диалога для популяризации действий правительства Филипа, которое не пользуется авторитетом у значительной части общественности Молдовы.

Более того, в Мюнхене Галбур беседовал и с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Дискуссия вовсе не касалась европейской повестки дня, а оживления отношений между министерствами, и о возобновлении переговоров по ряду соглашений (по трудовой миграции, борьбе с нелегальной миграцией, о реадмисси и т.д.). Ранее экс-министр иностранных дел Молдовы Наталия Герман подсказала идею о том, что подписание соглашений зависит от политической доброй воли Москвы. Скорее всего, эти пакеты документов будут рассмотрены в апреле, в рамках встречи министров иностранных дел стран СНГ, которая пройдет в Москве.

Вместо выводов…

Визит Андрея Галбура в Брюссель подтвердил, что ЕС готов вновь открыть „окно возможностей” для молдавских властей, но в обмен на ощутимые, то есть измеримые, реформы. Европейский комиссар Йоханнес Хан сослался на интересы граждан Молдовы, и высказался в пользу политической стабильности. Миссия Галбура состояла в убеждении европейской стороны в том, что правительство занимается реформами.

Проблематичный аспект, кажется, оставленный в тени, относится к местной действительности Молдовы, где протестующие требуют досрочных выборов и демонтажа олигархической политической системы. „Разбивка” реформ, придание им приоритетности („план действий”), их внедрение в условиях пристального внимания со стороны европейцев, представляет способ подталкивания болезненных для нынешней политической системы реформ. Вопрос же заключается в том, будут ли эти реформы выполнены в полном объеме, и станут ли они необратимыми, или все же они будут приведены в соответствие с интересами нынешней власти. Необходима полная прозрачность программы реформ, а также определение жизнеспособных решений совместно с гражданским обществом и европейскими партнерами, что пойдет на пользу национальным интересам страны, а ни в коем случае не нынешней власти или другим политическим группам, которые стремятся перенять политическую власть.  

 

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.