logo

Катарина Фрид: ,,Приход к власти пророссийского президента сорвёт усилия Республики Молдова по вступлению в ЕС”


https://www.ipn.md/index.php/ru/katarina-frid-prikhod-k-vlasti-prorossiyskogo-prezidenta-sorvet-usiliya-respubli-7978_1108594.html

Почему Швеция отказалась от статуса нейтралитета и присоединилась к блоку НАТО? Каковы риски прихода к власти пророссийского президента и как Республика Молдова может сохранить нейтралитет собственными силами. Об этом в интервью агентству IPN рассказала посол Швеции Катарина Фрид.

IPN: С сентября 2021 года вы занимаете пост посла Швеции в Кишиневе. Швеция является одним из ключевых партнёров Республики Молдова, а за последние два года двусторонние отношения укрепились еще больше. Как изменилась Республика Молдова за эти годы?

Катарина Фрид: Прежде всего, большое спасибо за приглашение присутствовать здесь сегодня. Хочу сказать, что эти три года были для меня необыкновенными. То, что я здесь испытала, было замечательным путём в очень сложных обстоятельствах. Когда я прибыла, началась эпоха COVIDа, затем последовала российская агрессия против Украины, которая вызвала кризис беженцев, энергетический и экономический кризисы.

Всё же Республике Молдова удалось преодолеть эти трудности. Параллельно с управлением этими кризисами вы добились исключительных результатов в процессе европейской интеграции. Сейчас вы располагаете статусом кандидата на вступление в ЕС, и очень впечатляет тот факт, что вам удалось стать независимыми от российского газа. Все эти достижения, которые кажутся незначительными, на самом же деле вовсе не являются таковыми, они чрезвычайно впечатляют. Находиться здесь и видеть все трудности и работу, которая была проделана для достижения этих успехов, весьма и весьма вдохновляюще.

IPN: Я хотел бы отметить референдум в Республике Молдова и напомнить опыт Швеции, которая вступила в ЕС, получив 52% голосов. Сейчас Швеция является сильным членом Европейского Союза, но в то время многие считали этот результат недостаточным или даже позорным. Какова ваша точка зрения на это?

Говорили о потере суверенитета и идентичности... ничего этого не произошло

Катарина Фрид:
Когда 30 лет назад мы вступили в ЕС, то тогда было бесчисленное множество дебатов о том, стоит ли нам вступать в Европейский Союз. Результат был на пределе, как вы отметили, но это был легитимный результат, который соблюдали. Мы решили идти вперёд. Так работает демократия - мы пошли вперёд и через несколько месяцев стали членами ЕС. Десять лет спустя мы организовали ещё один референдум, чтобы решить, хотим ли мы принять единую европейскую валюту, но ответ был отрицательным. Так и должны развёртываться события: даже если результат на пределе, принимаешь решение большинства и продолжаешь идти по избранному пути.

IPN: Как шведским властям удалось убедить своих граждан в том, что ЕС - это подходящее для Швеции место?

Катарина Фрид: Как я уже отметила, на эту тему было много дискуссий. Многие из вопросов, обсуждаемых сейчас в Молдове, обсуждались и в Швеции 30 лет назад. Говорили о потере нашего суверенитета и идентичности в рамках ЕС, о том, что экономика будет недостаточно мощной, чтобы справиться с более обширным рынком, о конкурентоспособном сельском хозяйстве и об опасениях, что Германия купит нашу землю.

Ничего из всего этого не сбылось после нашего вступления в ЕС. По-моему, правительству не пришлось прилагать слишком много усилий, чтобы убедить население. Теперь мы пользуемся существенной поддержкой со стороны ЕС, что очень хорошо для нашей страны.

Существует три больших преимущества: ЕС предоставляет нам безопасность, обеспечивает невероятный экономический рост и открывает нам свободы для работы и учёбы в разных частях Европейского Союза. Этот пройденный людьми путь является самым важным доказательством - то, что видишь, можешь реально измерить. У нас есть конкретный опыт того, что значит быть частью ЕС, и именно поэтому поддержка Европейского Союза в Швеции сегодня столь высока.

IPN: Можно ли применить такие подходы и в Республике Молдова?

Катарина Фрид: Если Республика Молдова продолжит следовать европейским курсом, я убеждена, что у вас будет такой же опыт, вы увидите преимущества, в том числе и для тех, кто страшится Европейского Союза. Сейчас мы находимся в лучшем положении, и я уверена, что Республика Молдова достигнет его, если продолжит следовать этим путём.

IPN: Молдова и Швеция подписали соглашение о сотрудничестве в области обороны. Однако одним из наиболее распространенных дезинформационных нарративов является якобы существующая для Республики Молдова угроза со стороны НАТО, что часто ассоциируется с риском вероятного конфликта в регионе. Каков ваш ответ на этот нарратив?

Ощущаете ли вы угрозу со стороны Швеции? Нет, потому что это не является нашим намерением

Катарина Фрид: Совершенно ясно, что ЕС - это проект мира, созданный после периода многочисленных войн в Европе.

Идея объединения стран в рамках экономического сотрудничества заключалась в установлении и поддержании мира, и этот проект оказался очень успешным, поскольку с тех пор у нас больше не было конфликтов.

То же самое и с НАТО - это оборонительный, а не агрессивный альянс, который не задаётся целью напасть на кого-либо. Считаю, что в регионе есть только одно государство-агрессор, и это Россия. Россия вторглась в Украину, и важно подчеркнуть этот факт. Они пытаются навязать своё влияние через насилие, агрессию и угрозы. А Европейский Союз использует методы, основанные на сотрудничестве, процветании и мире.

Полагаю, что важно иногда напоминать себе, что означают ЕС и НАТО. Они представляют страны, входящие в состав этих организаций. Например, НАТО означает также и Швецию. Разве вы ощущаете угрозу со стороны Швеции? Надеюсь, что нет, потому что это точно не входит в наши планы. Я думаю, что в будущем мы могли бы сотрудничать ещё эффективней. Если Республика Молдова решит вступить в ЕС, она будет сидеть с нами за одним столом, у неё будет право вносить свой вклад в то направление, по которому мы будем идти вместе, и у нее будут те же права, что и у других стран-членов. Вы станете частью этого процесса принятия решений. У ЕС и НАТО разные миссии, но по сути речь идет об одних и тех же странах: это Швеция, Дания, Германия, Франция и другие, которые являются друзьями Молдовы.

„Быть нейтральным - не значит молчать”

IPN: Республика Молдова сталкивается с масштабной волной дезинформации. Какие уроки она могла бы извлечь из опыта Швеции?

Катарина Фрид: Дезинформация сегодня есть во всех странах. Мы тоже замечаем эту волну, но стараемся сосредоточить своё внимание на вещах, которые работают для людей. Очень сложно найти универсальное решение в этом вопросе. Я думаю, нам нужно работать над медиаграмотностью и системой образования, чтобы люди стали более осознанными и избирательными при чтении СМИ, чтобы проверяли информацию. В Швеции мы, к счастью, имеем высокий уровень доверия к властям, которые обычно предоставляют проверенную информацию. Это огромное преимущество, когда ты можешь выйти и объяснить, в чём же на самом деле заключается правда.

IPN: В марте этого года Швеция прекратила свою политику нейтралитета и вступила в НАТО. Здесь, в Молдове, идея нейтралитета всё ещё является предметом обсуждения. Как вы думаете, может ли такая страна, как Молдова, сохранять позицию нейтралитета?

Катарина Фрид: Зависит от того, что для вас означает нейтральная позиция. В Швеции до вступления в НАТО мы придерживались политики неприсоединения, которая позволяла нам в мирное время заключать союзы с кем угодно, а в военное время не заключать их ни с кем.

Между тем, мы инвестировали значительные средства в оборонную систему, что позволило нам опираться на собственные силы для защиты своего нейтралитета. В то же время это не означало, что мы должны были молчать, когда нарушались международные законы и права человека. Мы были готовы дать отпор, когда это было необходимо. Нейтралитет не означает молчание, а когда мы вступили в НАТО, эти принципы не изменились. Сейчас мы являемся частью альянса, который может работать вместе для достижения этих целей и может реагировать при нарушении международного права.

Если мы говорим о Республике Молдова, то я не вижу ни одной причины, по которой вы не могли бы сохранить нейтралитет, если вы этого желаете. В ЕС есть как страны, которые вступили в НАТО, так и страны, которые не вступили. У нас также есть союзники по НАТО, которые не входят в состав ЕС, и все они хорошо работают вместе. Быть нейтральным - это не значит молчать, а значит принимать меры, когда нарушаются международные права.

IPN: В этом отношении у нас есть ещё одна проблема. Опросы показывают очень низкий уровень доверия к национальной армии. Как было в Швеции?

Катарина Фрид: Я не помню точных цифр по доверию к армии, но думаю, что оно высокое с тех пор, как мы начали вкладывать в неё средства. Чтобы быть нейтральной страной, нужно быть в состоянии защищать свой нейтралитет, иначе он не имеет никакого смысла. Если кто-то может вторгнуться к вам, значит, вы не совсем нейтральны; вы должны быть в состоянии остановить любого, кто пытается использовать вашу территорию. Вот почему мы инвестировали в армию и военную службу, и считаю, что в Швеции должно бы существовать очень высокое доверие к армии.

IPN: Скорость, с которой Республика Молдова продвигается по пути к членству в ЕС, была очень высокой. Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые вопросы, требующие безотлагательного решения?

„Приход к власти президента, настроенного против ЕС, может повлиять на темпы переговоров и может сорвать все предпринятые до сих пор усилия”

Катарина Фрид:
Продолжайте работать над рекомендациями, полученными от Европейской комиссии. Будет подготовлен подробный отчёт о достигнутом прогрессе и о том, что ещё остаётся сделать. Но очень важно, чтобы вы сосредоточились на реформах в системе правосудия, которые являются первостепенными для продвижения вперёд. Ключ к прозрачной и независимой судебной системе - это рычаги, необходимые для сильной экономики, а данный аспект должен стать приоритетом в долгосрочной перспективе.

Кроме того, необходимо продолжать трансформацию acquis, то есть объединение сообщества, в национальное законодательство, и не только с юридической, но и с практической стороны, поскольку это повлияет на все сферы: окружающую среду, энергетику, социальную политику и образование. Важно принять эти нормы как с юридической перспективы, так и с точки зрения их конкретного применения.

IPN: С какими рисками столкнётся Республика Молдова, если в результате воскресных выборов к власти придет пророссийский президент?

Катарина Фрид: Как Швеция, так и ЕС - партнёры Республики Молдова. Мы твёрдо соблюдаем демократию и голос народа, но вашим правом является самим определять своё будущее и решать, кто поведёт вас по этому пути. Надеемся, что у нас и впредь будут прекрасные отношения, но когда у нас одинаковые взгляды, сотрудничество становится намного легче.

Если у вас будет лидер, который не разделяет проевропейские взгляды, это повлияет на темпы переговоров и даже может сорвать все усилия, приложенные до сих пор в процессе европейской интеграции. Мы будем на вашей стороне, но вам нужно приложить значительные усилия, чтобы продолжить идти по европейскому пути, и мы надеемся, что это направление будет выбрано.

IPN: Какое послание вы хотели бы передать гражданам Молдовы в преддверии второго тура президентских выборов?

Катарина Фрид: Это ваша возможность дать Республике Молдова лучшее направление. Именно вы решаете, что это будет означать на практике, и, конечно, важно помнить, что каждый голос имеет значение.

В демократическом обществе вы не только имеете право голоса, но и обязаны участвовать в процессе принятия решений в стране и постараться понять, какое решение будет наилучшим для будущего вашей страны, ваших семей и грядущих поколений.

Решение остаётся за вами. Я призываю всех вас использовать эту возможность, чтобы ваш голос был услышан.