logo

Историк Думитру Лисник: В Бессарабию Советы привезли своих людей для выполнения административных функций


https://www.ipn.md/index.php/ru/istorik-dumitru-lisnik-v-bessarabiyu-sovety-privezli-svoikh-lyudey-dlya-8004_1106434.html

Советы привезли в Бессарабию своих людей и поставили их на ключевые посты в администрации региона, поскольку они не доверяли коренному населению. Об этом заявил научный сотрудник Института истории Государственного университета Молдовы, преподаватель Бельцкого государственного университета, доктор исторических наук Думитру Лисник в ходе публичных дебатов „Последствия Ясско-Кишиневской операции 80 лет спустя”, организованных Информационным агентством IPN. По словам доктора исторических наук, во время Второй мировой войны Красная армия вывезла из Бессарабии и увезла на фронт более 250 тыс. человек, пятая часть из которых погибла на поле боя.

По словам историка, коренное население Бессарабии сильно пострадало от рук советов во время Второй мировой войны. 50 тыс. бессарабцев, увезенных на войну, так и не вернулись с фронта.

„Из Бессарабии в Красную армию было призвано более 250 тыс. мужчин, родившихся в период с 1900 по 1927 год. Из них каждый пятый погиб. Многие вернулись искалеченными, они вернулись с разными проблемами со здоровьем. Вербовка производилась силой. По имеющимся данным, МВД МССР выявило почти 30 тыс. дезертиров - людей, уклонявшихся от призыва на военную службу. На территории Бессарабии существовало два типа советских лагерей: военные лагеря и лагеря НКВД. Вооруженные лагеря представляли собой огороженные территории вокруг линии фронта, куда свозили пленных солдат. Из этих лагерей их направляли в лагеря НКВД, которые находились в тылу, они находились в ведении НКВД и в этих лагерях узников использовали для расчистки городов от руин, восстановления городов. На территории МССР действовали три лагеря НКВД. Речь идет о лагерях в Бельцах, Тигине/Бендерах и в Кишиневе”, - отметил историк Думитру Лисник.

По словам историка, советская власть поставила своих людей на ключевые посты в Бессарабии, а коренному населению руководящие должности не поручались. Думитру Лисник пояснил, что элита МССР была создана, по большей части, из послушных советскому режиму людей.

„Как и все империи, Советское государство привлекло в Бессарабию уже подготовленных людей, бюрократов со старых территорий Советского Союза, для управления регионом. С другой стороны, эти люди не обладали необходимыми знаниями для управления абсолютно новой территорией. Поэтосму в нижние эшелоны власти были рекрутированы бессарабцы, не сразу ставшие членами коммунистической партии. Это происходило после предварительной проверки. В период коллективизации число партийных новобранцев увеличилось. Бессарабцы достигли высших эшелонов к 80-м годам. Речь идет о том, что местных жителей ставили в невыгодное положение, независимо от их этнической принадлежности, потому что Советы никому не доверяли. Так сформировалась элита, управлявшая МССР. Бессарабцы оказывались в невыгодном положении при занятии должностей, потому что они стали частью империи, которая поставила своих людей в ключевые управленческие должности”, - отметил доктор исторических наук Думитру Лисник.

По его словам, события августа 1944 года до сих пор являются поводом для пропаганды и дезинформации. Российские источники продолжают представлять советы как освободителей территории между Прутом и Днестром.

„Пропаганда - это намеренная связь между двумя вещами, которые логически не имеют никакой связи. Это, с одной стороны, образ врага, с другой стороны, это страхи людей, в том числе страх, что придут незнакомые люди, изнасилуют сестру или отнимут вашу работу. В советский период была установлена связь между всеми страданиями, которые произошли 23 августа 1944 года, до и после, и Советским Союзом, выступившим как великий защитник, который спас нас, в кавычках”, - отметил Думитру Лисник.

40-е публичные дебаты на тему „Последствия Ясско-Кишиневской операции 80 лет спустя” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.