logo

IPN: Монитор Официального монитора, 15.12.2017


https://www.ipn.md/index.php/ru/ipn-monitor-ofitsialnogo-monitora-15122017-7978_1038835.html

Сегодняшний номер О.М. открывается Законом о банковской деятельности (№202 от 6 октября 2017 г.), принятым по инициативе правительства, который внедряет ряд директив и положений Европейского парламента и Европейского совета, касающихся доступа к деятельности кредитных учреждений и пруденциального надзора за кредитными учреждениями и инвестиционными фирмами. Эти положения и директивы были публикованы в Официальном журнале Европейского союза ещё в июне 2013 года. Принятый закон призван существенно расширить контрольные функции Национального банка Молдовы (НБМ), внести ясность относительно его полномочий и компетенций, а также согласовать национальное законодательство с международными стандартами и практикой.

Важно отметить, что согласно новому закону, который вступит в силу с 1 января 2018 года, в течение 5 месяцев все банки, владеющие лицензиями НБМ, выданными в соответствии с Законом о финансовых учреждениях (№550 от 21.07.1995 , новый закон заменяет его практически полностью), обязаны получить новые лицензии и обновить свои уставы и внутренние положения в соответствии с утверждёнными новыми требованиями.

Текст закона обширен и подробен  (стр. 7–47), в нём содержатся очень хорошие меры на будущее, суровые наказания за нарушения, но остаётся вопрос: кто и когда ответит за недочёты в банковской системе, приведшие к краже миллиарда?

Также по инициативе правительства, в целях защиты интересов вкладчиков сбережений и обеспечения стабильности финансовой системы, внесены поправки в Закон о ссудо-сберегательных ассоциациях №139/2007. В частности, введено новое понятие – управление рисками, и учреждена специальная процедура, применяемая к таким ассоциациям, находящимся в сложной ситуации. Изменения в Закон 139/2007 вносили уже неоднократно, последний раз – совсем недавно, 21 июля. Остаётся надеяться, что внесённые сейчас коррективы окажутся более эффективными и долговечными.

Сегодняшний Монитор содержит 2 акта, касающихся разработки важных стратегий: Указ о создании Комиссии по разработке Стратегии национальной безопасности Республики Молдова (№478 от 11 декабря 2017 года) и Постановление правительства об утверждении проекта решения Парламента об утверждении Национальной оборонной стратегии и Плана действий по её осуществлению на 2017–2021 годы (№1043 от 5 декабря 2017 года). В настоящее время действует Закон об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Молдова (№112/2008), в котором определены цель национальной безопасности, ценности и общие принципы, которые должны находиться под защитой молдавского государства и общества. Закон предполагал, что после принятия Концепции будет разработана и утверждена Стратегия национальной безопасности, описывающая пути обеспечения национальной безопасности, механизмы сотрудничества между компонентами соответствующей системы, инструменты координации, сферы ответственности в данной области, процедуры финансирования сектора национальной безопасности и этапы реформирования системы национальной безопасности Республики Молдова. В том законе также было указано, что Стратегия национальной безопасности послужит основой для разработки Военной стратегии, Стратегии информирования общественности по вопросам безопасности и иных секторальных стратегий в этой сфере. Напомним, что вышеупомянутые положения были приняты ещё в 2008 году.

Что-то затягиваются усилия государственных органов власти по проведению в жизнь предписаний закона в столь важной сфере. А как гласит латинская пословица, „опасность в промедлении”!

1 декабря мы информировали наших читателей о тревожном выводе, следующем из решения Парламента о Годовом отчёте Счётной палаты за 2016 год об управлении и использовании публичных финансовых средств и публичного имущества (№234 от 16 ноября 2017 года). Сегодня О.М. опубликовал сам цитируемый отчёт (стр. 71–153). Недостатки, выявленные Счётной палатой Республики Молдова, действительно заставляют задуматься. И не только о „масштабе” цифр: такие тревожные отчёты ежегодно представляют парламенту, правительству, Генеральной прокуратуре, но вороватые исполнители ведут себя как в русской басне: „а Васька слушает, да ест!”. До каких пор это будет продолжаться? Кто ещё должен вмешаться в происходящее?

Среди правительственных актов выделяется Постановление об утверждении Национального плана действий по упрощению торговли на 2018– 2020 годы (№1065 от 12 декабря 2017 года). Документ нацелен на оптимизацию административных процедур, применяемых в торговле, упрощение процедур таможенного оформления, внедрение „единого окна” в торговле, разработку концепции Уполномоченного экономического агента и электронной транзитной системы. Также предусматривается применение современных информационных технологий (электронное таможенное оформление, использование электронных документов и т. д.), обеспечение доступа к информации, обеспечение прозрачности в процессе регулирования торговли, а также предсказуемость правил при осуществлении этого вида деятельности.

Не менее важным является и Постановление об утверждении Концепции реструктуризации железнодорожного сектора и ГП „Молдавские железные дороги” на 2018–2021 годы (№1042 от 5 декабря 2017 года).

Эти два документа идеально вписываются в логику: развитие торговли и путей сообщения всегда являлись первоочередными условиями для развития общества.

В связи с этой же задачей, развитием страны, стоит упомянуть и Постановление об одобрении подписания Соглашения о финансировании между Республикой Молдова и Европейским инвестиционным банком в отношении взаимоподключения электросетей Молдовы и Румынии (№1084 от 13 декабря 2017 года). Очень важный и ожидаемый шаг – проблема альтернативных/дополнительных источников снабжения электроэнергией была и остаётся на повестке дня с самого момента провозглашения независимости страны.

Среди актов Центральной избирательной комиссии следует отметить Решение о признании несостоявшимся местного референдума об отзыве генпримара муниципия Кишинёв (№1274 от 22 ноября 2017 года). Это свершившийся факт, и здесь следует напомнить лишь о предыдущем решении ЦИК от 26 сентября, касающемся расходов на проведение референдума – 8910,64 тысячи леев. Много денег, низкая явка избирателей, но такова ситуация – демократия обходится дорого!

Здесь же представлен ряд решений Комиссии касательно финансовых отчётов электоральных конкурентов, участвовавших в новых местных выборах и в местном референдуме об отзыве генпримара муниципия Кишинёв от 19 ноября 2017 года. Решения ЦИК оперируют лишь представленными учреждению официальными отчётами, они несколько сухи и безобидны, если сравнить их с оценками, обнародованными наблюдателями из некоторых НПО относительно реальных расходов электоральных конкурентов. Неудивительно, что эти конкуренты даже не оспаривают представленные наблюдателями факты и цифры, которые зачастую намного превосходят оценки из официальных отчётов.

Наблюдатель Официального монитора