Решения ЕСПЧ говорят о том, что Россия фактически несет ответственность за все, что происходит в районах левобережья Днестра. Но обстоятельства, которые она же Россия создала, с войной в Украине, - резко сократили ее возможности доминировать в регионе, хотя тираспольский сепаратистский режим не может существовать без поддержки своей создательницы. Заявления об этом сделал постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов „Отношения Кишинев-Тирасполь в контексте обострившихся кризисов: новые возможности и опасности”, организованных Информационным агентством IPN.
По мнению эксперта, все очень ясно: одно дело - граждане, а другое - режим. „С гражданами Приднестровья мы союзники. Мы ни в коем случае не антагонизируем их и не усложняем их жизнь”, - отметил он.
Что касается процесса реинтеграции, эксперт поддержал своего коллеги по дебатам Георге Бэлана о фонде интеграции узурпированной территории и о политике, которая должна быть в поле зрения властей и партнеров по развитию. Он сослался на опыт Германии по объединению своих земель. „Фонд был рассчитан на 30 лет с 2 триллионами долларов. Такую же политику имеет и продвигает Южная Корея”, - сказал Игорь Боцан, подчеркнув в данном случае огромные затраты.
„Но у нас должна быть политика диалога с нашими гражданами с левого берега. Многолетняя политика России, которая превратила углеводороды в оружие, все чаще приводит к изоляции страны. Перспективы тираспольской администрации становятся все мрачнее. В том числе из-за обстоятельств, требующих от Республики Молдова диверсификации источников газа и электроэнергии. Все это вместе уменьшает влияние России на регион, который, как мы уже говорили, экономически на 70 процентов зависит от Российской Федерации. Если уменьшить долю России в газоснабжении и других ресурсах, перспективы администрации левого берега становятся туманными. А политики, настойчиво продвигаемые молдавскими властями, имеют шансы на успех. Все зависит от того, как мы планируем наши действия по отношению к населению восточных районов Республики Молдова”.
Учитывая, что потенциал Республики Молдова скромный, власти должны прислушиваться к рекомендациям партнеров по развитию, считает эксперт. „В частности, те, кто участвует в формате переговоров 5+2. Я думаю, что было бы ошибкой, если бы Республика Молдова абстрагировалась от этих рекомендаций. Нам гораздо выгоднее координировать усилия с партнерами, участвующими в этом процессе”, - отметил эксперт.
Такой подход может быть отклонен гражданами, которые хотят быстрого решения проблем. „Я могу понять людей, далеких от политики, от ее „подводных течений”, что они хотели бы триумфальных маршей. Но для людей, которые профессионально занимаются приднестровским урегулированием, они не могут продвигать такой подход”.
Что касается сокращения газа, Игорь Боцан считает, что данная акция раскрывает желание Российской Федерации дестабилизировать ситуацию в Республике Молдова, а также ее неспособность поддерживать с помощью других инструментов сепаратистский регион. „Я думаю, что влияние России в Приднестровье значительно уменьшается”, - подчеркнул он.
Эксперт отметил и „аргумент перспектив”: если приднестровский регион считается родиной „военнослужащих и пенсионеров”, а молодежь призывают на „русскую роавнину”, то на правом берегу внедряется политика интеграции в ЕС, европейская перспектива Республики Молдова признается международным сообществом, а проблемы реашаются с помощью партнеров по развитию.
266-е публичные дебаты на тему „Отношения Кишинев-Тирасполь в контексте обострившихся кризисов: новые возможности и опасности” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованные IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.