Документ, подготовленный Министерством финансов США о санкционировании олигархов Владимира Плахотнюка и Илана Шора, окажет полное влияние тогда, когда компетентные органы Республики Молдова смогут расследовать преступления, которые инкриминируются этим людям. „Когда мы обсуждаем введенные санкции, утверждается, что это является чисто политической деятельностью и не имеет очень хорошо документированных фактических оснований, но на самом деле это не так. Есть документы и факты, которые необходимо выявить и показать”, - отметил постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов „Какой путь был проведен для введения санкций американскими властями? Какие могут быть реакции и последствия?”, организованных Информационным агентством IPN.
Игорь Боцан сказал, что есть отчет Центральной избирательной комиссии в котором отмечается, какие кремлевские артисты участвовали в концертах, организованных в рамках избирательной кампании и приблизительные сметы, которые нигде не были объявлены. Есть и недавний конфликт, когда Партия ШОР хотела организовать в июне концерт с артистами из Российской Федерации, и в отчете, который был подан в Центральную избирательную комиссию, расходы на все это никак не были указаны. „Собрав все эти факты вместе, мы понимаем, что были очень серьезные основания для того, чтобы те, кто обвиняется в краже миллиарда в Молдове, и те, кто является бенефициарами выборов при поддержке Российской Федерации, поняли, что находятся в поле зрения американских властей. Это также является сообщением для других государств, где эти люди могут иметь интересы или где они могут совершать сделки”, - сказал эксперт.
Игорь Боцан напомнил, что Владимир Плахотнюк убежал из страны, чтобы скрыться от молдавского правосудия. Этим фактом он дал понять, что у него действительно есть причины для этого. Илан Шор исчез вместе с Владимиром Плахотнюком из Республики Молдова, и против этих двух людей инициировано уголовное дело за банковское мошенничество. Один рассматривается Генеральной прокуратурой в качестве основного бенефициара, второй считается подчиненным первому. И оба активно участвовали в выборах. „У нас есть конкретная региональная ситуация, когда происходит очень строгая поляризация, и мы видим, что протесты в Республике Молдова открыто управляются Шором, который признает, что он финансирует эти проекты. Подобные действия происходят в ряде европейских государств, и организованные там протесты проводятся людьми, которые ранее финансировались за счет Российской Федерации. Все это служит основанием для принятия превентивных мер в отношении этих людей, чтобы они не могли использовать финансовые ресурсы, о которых известно”, - отметил Игорь Боцан.
Эксперт добавил, что тогда, когда Владимир Плахотнюк бежал из страны, аффилированная ему пресса писала, что олигарх получил информацию о том, что Российская Федерация отправила в Молдову группу, чтобы физически ликвидировать его, и сослалась на осуждение в Молдове группы людей, которые через структуры, управляемые Российской Федерацией, якобы устроили убийство Владимира Плахотнюка. По словам Игоря Боцана, олигарх Владимир Плахотнюк должен теперь раскрыть, добровольно ли он убежал или испугался российского убийцы.
„В интервью Владимир Плахотнюк очень легко говорит о своей щедрости, он забывает, что досрочные выборы были назначены на 6 сентября 2019 года, и он поставил Конституционный суд в абсолютно неловкое положение. Конституционный суд принял все необходимые решения, чтобы Филип занял пост президента Республики Молдова, чтобы подписал указ о выборах. Прежде чем приехать в Молдову, почему бы не раскрыть, где прячетесь? Я считаю, что это сообщение о том, что „Владимир Плахотнюк возвращается в политику” и то, как оно было передано, преследует одну цель. Это была главной причиной. Послание было передано филиалу Плахотнюка в Молдове, чтобы они не разочаровались”, - заявил Игорь Боцан.
265-е публичные дебаты на тему „Какой путь был проведен для введения санкций американскими властями? Какие могут быть реакции и последствия?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN, при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.