То, что произошло в 1918 году, то есть объединение Бессарабии с Румынией, было абсолютно закономерным процессом. В этих обстоятельствах, но с учетом событий, произошедших на европейском континенте, договоров, участниками которых являются Республика Молдова и Румыния, этот процесс может продолжаться до тех пор, пока Республика Молдова не станет членом ЕС, где Румыния и Республика Молдова смогут свободно, как это предусмотрено Конституцией двух государств, решить добровольно свою судьбу. Такие заявления сделал постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов „Последствия Объединения и „Воссоединения”. Сравнительный анализ”, организованных Информационным агентством IPN.
Игорь Боцан говорит, что с 1991 года страна пытается вернуться к нормальной жизни. Дорога трудна, общество разделено. По его словам, если есть одна и та же этническая и религиозная идентичность, то теперь, когда есть свобода выбора, необходимо понимать, что стремление быть вместе - это естественно (пр. ред. - Молдовы и Румынии).
По словам Игоря Боцана, продолжает существовать молдавское течение, которое пытается доказать, что местное общество скорее является частью русского мира и для этого приводятся известные аргументы. По его словам, в этой ситуации важна церковь, потому что старшие поколения чаще ходят в церковь, и видно, что и там дела идут в определенном направлении. В качестве примера он приводит письмо митрополита Владимира патриарху российскому Кирилу, где он признает, что молдаване на самом деле являются румынами и что на протяжении столетий с населением здесь не обращались должным образом.
Процесс восстановления идентичности все еще продолжается, отметил Игорь Боцан, потому что существуют внешние факторы региональной интеграции, которые очень сильны, сильнее внутренних факторов.
Эксперт утверждает, что объединение Бессарабии с Румынией 1918 года было настолько естественным процессом, что в подтверждение этого можно привести только дополнительные доказательства. Например, после большевистского переворота в России, оказавшего на церковь огромное давление, события развернулись таким образом, что это спасло местное население от откола от церкви.
Игорь Боцан утверждает, что в Советской России проводились разного рода эксперименты. Например, планировался переход русского языка на латиницу, чтобы впоследствии латиница использовалась как инструмент мировой революции. Были также эксперименты, направленные на разгосударствление всех завоеванных народов, которые во многом увенчались успехом. Эксперт утверждает, что целью советов была подготовка через университеты так называемой научно-технической интеллигенции без национальной идентичности, которая способствовала бы достижению целей режима, включая создание оснащенных вооруженных сил, фабрик, заводов, и т. д.
34-е публичные дебаты „Последствия Объединения и „Воссоединения”. Сравнительный анализ”, часть II” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.