Эксперт Игорь Боцан утверждает, что необходимо достичь политического консенсуса в том, что касается борьбы с пандемией. Должен существовать консенсус и между всеми сегментами общества по поводу мер по преодолению нынешнего кризиса, а также на послекризисный период. В других областях должны иметь место дискуссии. В то же время оппозиция должна быть более придирчивой, если у неё имеются решения для преодоления ситуации, но проявлять себя достойно. А политические дискуссии, не выходящие за рамки приличий, можно только приветствовать. Такие мнения были высказаны в ходе публичных дебатов „Пандемия и политика: барьеры и шансы консенсуса”, организованных информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан напомнил о том, что 17 марта премьер-министр Ион Кику явился в парламент и от имени правительства озвучил просьбу о введении чрезвычайного положения. Оно предусматривало ограничение права на передвижение граждан, ограничение права на собрания и борьбу с вымышленными новостями, искажающими ситуацию с пандемией. По его словам, „последствия вытекают из этих ограничений, они проявляются в прекращении экономической деятельности, и не только её, для многих учреждений, а консенсус существует именно в пределах имеющегося у правительства мандата. Однако проблемы, возникающие в этой ситуации, связаны с политической культурой, общим развитием граждан, которые должны соблюдать эти ограничения и введённое чрезвычайное положение”.
Эксперт полагает, что одной из проявившихся проблем является оснащённость медицинских учреждений. И это проблема общества в целом, а не только власти. Ещё одна обсуждаемая проблема заключается в том, что 1/5 тех, у кого подтверждён COVID-19, являются врачами – теми, кто сражается на передовой, и общество должно заботиться об этих людях. Параллельно с пандемией и борьбой с ней существуют и другие проблемы. „Консенсус должен присутствовать в рамках борьбы с пандемией, но другие темы должны являться предметом дискуссий”, - утверждает Боцан.
Эксперт считает, что политические дискуссии в период пандемии нежелательны, но в таком случае те, кто находится у руля государства, не должны провоцировать политические действия. Ведь принятие правительством ответственности, по его мнению, является политическим шагом, и на него нужно было дать подобающий ответ. Так же обстоит дело с заявлениями и встречами президента Игоря Додона по поводу пасхальных праздников, по поводу Благодатного огня или по поводу празднования 9 мая. По словам Боцана, всё это – политические действия, и в этом смысле реакция на них является естественной.
Игорь Боцан отметил, что у главы государства не так уж много полномочий в плане борьбы с этой пандемией, помимо ограниченных полномочий, имеющихся у него согласно Закону о гражданской защите – речь идёт о координирующих полномочиях. Однако, по его мнению, президент присвоил себе статус врача и выступает с многочисленными заявлениями перед гражданами. Такое поведение эксперт объясняет тем, что и самому обществу необходимо, чтобы призывы в период пандемии, в том числе к неучастию в церковных службах, исходили от руководства страны. А Игорь Додон является политиком с самым высоким рейтингом доверия среди граждан. „Граждане, вероятно, обращали бы на них меньше внимания, если бы эти призывы исходили от главного врача страны. Потому что такова политическая культура, которая сохраняется в обществе”, - сказал он.
Игорь Боцан также отметил, что у правительства и Комиссии по чрезвычайным ситуациям имеются рычаги для управления кризисной ситуацией посредством действий в законных и конституционных рамках. „Потому что после пандемии жизнь вернётся в нормальное русло, и всё нужно будет расставить по полочкам”. По его мнению, относительно мер по борьбе с пандемией должен существовать консенсус между всеми слоями общества. В остальном можно только приветствовать дискуссии, не выходящие за рамки приличий. Более того, эксперт считает, что в борьбе с пандемией свою работу должен выполнить медицинский персонал, а власти и оппозиция должны задуматься о своих действиях после пандемии.
Дебаты „Пандемия и политика: барьеры и шансы консенсуса” стали 129-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемом при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.