logo

Игорь Боцан: Независимость Республики Молдова является косвенной


https://www.ipn.md/index.php/ru/igor-botsan-nezavisimost-respubliki-moldova-yavlyaetsya-kosvennoy-8004_1083936.html

„Я настаиваю на том, что независимость Республики Молдова является косвенной. То есть это государство с очень ограниченным потенциалом, но завоевавшее независимость при определенных обстоятельствах, которое зависит от внешних факторов, таких как, например, приднестровский фактор, где есть российские войска, которые используются в качестве якоря для Республики Молдова”. Об этом заявил постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов: „30-летие Независимости: Субъективный взгляд на состояние нации”, организованных Информационным агентством IPN.

По словам Игоря Боцана, существует три степени независимости государств. „Речь идет о государствах, которые создают и диктуют нормы международного права, независимые государства, соблюдающие международное право, есть субъекты международного права, но не навязывают никому это международное право, как Румыния. И есть государства с косвенной независимостью, такие как Республика Молдова”.

Он говорит, что Республика Молдова находится в окружении Румынии, страны-члена ЕС и Украины - страны, ассоциированной с ЕС. Соглашение об ассоциации показывает, что Молдова должна стремиться к ЕС, а политический класс должен стремиться к образцовому выполнению условий соглашения. С этой точки зрения ясно, что европейская модель в иудаико-христианском цивилизационном пространстве наиболее подходит молдаванам.

„Республика Молдова не получила в подарок эту независимость, а вернулась к ней. Это государство создано, как и вся Европа на иудаико-христианской основе. Если учесть это, дальнейшее развитие государств в Европе привело к тем конституциям, которых заимствовала и Молдова в 1994 году. Приняв этот документ, были организованы государственные учреждения”, - сказал Игорь Боцан.

По его словам, „оценка демократии в Молдове начинается с того, что современные демократии не могут произойти без институционализации свободы. Мы рождаемся свободными, но для того, чтобы эта свобода была полезной для всех, она должна быть институционализирована. Именно здесь вступает в роль государственная власть. Люди, обладающие проницательностью, формируя общество, создавая государственные учреждения, должны иметь цености, которых они берут из иудаико-христианской европейской цивилизации”, - отметил эксперт. В настоящее время, говорит Игорь Боцан, у Молдовы есть Конституция, которая полностью соответствует международным стандартам: избирательная демократия, учреждения, которые, к сожалению, слабы и их необходимо укрепить, чтобы они были на службе у граждан. Если эти вещи организованы как надо, тогда можно сказать, что Молдова находится на правильном пути”, - сказал он.

Игорь Боцан добавил, что граждане страны вовлечены в имитационную демократию, с Конституцией, заимствованной из Европы, способ функционирования учреждений, так же, скопирован. „Но эти скопированные учреждения наполнены молдавской сущностью. Это объясняет качество политической элиты. Она пытается адаптироваться к этой косвенной независимости. Эта адаптация иногда удачная, иногда нет”.

Игорь Боцан говорит, что Молдова стремится к тому, чтобы быть „социальным государством”. „Ориентируясь на успешные модели, она пытается адаптироваться к ним (социальное государство) и приблизиться к Европейскому Союзу. Но есть якорь - Приднестровье, есть и объединение с Румынией, которое тоже нас удерживает. Политические элиты лабильны, потому что на момент провозглашения независимости те, кто был против, стали крупнейшими защитниками независимости и суверенитета Молдовы. Если эти вещи осознаны, тогда все, что у нас есть и характеризует нас, должно свято храниться, но, относительно дальнейшего развития, мы должны адаптироваться к наиболее успешным моделям”, - отметил эксперт.

202-е дебаты „30-летие Независимости: Субъективный взгляд на состояние нации” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.