Московский переворот в августе 1991 года, Госуда́рственный комите́т по чрезвыча́йному положе́нию (ГКЧП), был закономерен, потому что это был последний вздох представителей власти, не желавших распада Советского Союза. Заявленной целью ГКЧП было недопущение подписания нового договора, подготовленного в Огареве, и, в частности, статьи 23 этого договора, которая предусматривает, что происходит распад Советского Союза и создается новое образование, конфедерация, - отметил постоянный эксперт проекта Игорь Боцан в ходе публичных дебатов на тему „Правительство Республики Молдова в изгнании в период путча в Москве, август 1991 г.: что это было, зачем это было, какие следы оставило?”, организованных Информационным агентством IPN.
„Конец этого ГКЧП и Советского Союза тем более естественен, потому что, когда мы говорим о распаде Советского Союза, надо понимать атмосферу, в которой жили мы. Советский Союз в некотором смысле находился под санкциями за вторжение в Афганистан. С вторжением в Афганистан экономические отношения разорвались. Великая страна с притязаниями на то, что влияет на судьбы мира, была вынуждена принять продовольственную программу - магазины были пусты. Это были важнейшие причины, приведшие к объявлению „перестройки”. Когда была объявлена „перестройка”, для нас открылся совсем новый мир - „Архипелаг ГУЛАГ” и Василий Гроссман, поток информации, о котором мы не знали, мы считали, что живем в развитой стране, претендующей на то, что влияет на судьбы мира, и нам говорят, что на самом деле от нас скрывали правду о том, что Великая Октябрьская социалистическая революция на самом деле была путчем, государственным переворотом”, - сказал Игорь Боцан.
Эксперт добавил, что все декреты, которые издавал Ленин, на самом деле были ложью. „После декрета о наделении крестьян землей мы увидели, что началась гражданская война против крестьян. Нельзя забывать, что с началом „перестройки” люди, которые понимали, что происходит, говорили: господа, это заявления, а где факты? А первые конкретные поступки появились на партийной конференции летом 1988 года, на которой была принята резолюция о демократизации политической жизни в Советском Союзе. Следовательно, это было первое сообщение о том, что 6-ю статью Конституции СССР надо исключить. И тогда Горбачев, потому что власть была в его руках, сказал, что эта статья отменена, но вводится должность президента Советского Союза. Однако возник вопрос: что делаем дальше? Если демократизируем, то не забываем, как создавался Советский Союз, как позже, на основании пакта Риббентропа-Молотова, Европа была поделена между двумя тоталитарными режимами. А Вторая мировая война началась после того, как Молотов посетил в ноябре Берлин, попал под британские бомбардировки и было высказано предложение, чтобы от раздела Европы перейти к разделу мира. Поскольку не договорились, они развязали войну друг против друга”, - подчеркнул Игорь Боцан.
По его мнению, первый Парламент Республики Молдова, Парламент независимости, был законодательным органом с самым высоким IQ. „Там была подлинная элита Республики Молдова - это были писатели, интеллигенция, академики, люди с солидной подготовкой, которые в враждебных условиях проявили мужество. Они не допустили проведения референдума 17 марта на территории Республики Молдова и не участвовали в процессе, развернувшемся в Огарёве. Состоялись многопартийные выборы, как результат партийной конференции 1988 г., прошли выборы в феврале-марте 1990 г., на которых мы увидели, собственно, кто мы есть: 1/3 - представители Народного фронта, выступавшие за национальное возрождение; 1/3 составляла „Viața satului” („Жизнь села”), прозванная впоследствии „Жизнь сытого”; а 1/3 - Интерфронт. В таких условиях первое, что удалось сделать парламенту, - это принять Декларацию о суверенитете, а затем и Декларацию о независимости. Это были люди, у которых хватило смелости маневрировать в данной ситуации”, - считает Игорь Боцан.
Эксперт подчеркнул, что если бы августовский переворот 1991 года в Москве не провалился тогда, то провалился бы позже, потому что в Советском Союзе существовала определенная атмосфера. „Все руководители Советского Союза после смерти Ленина и до Сталина были „врагами народа”. Депортации, голод, война в Афганистане, нищета, так что той империи уже не суждено было победить. Самым важным была легитимность, которой обладал Парламент Республики Молдова, который наделил властью правительство в изгнании, и самое главное, что Ельцин воспротивился этому. Организовавшие путч, наверное, рассчитали бы, но понимали, что общественное мнение не на их стороне. Ельцин понимал, что за ним стоит массовая народная поддержка, люди хотели перемен. 400 танков в Москве, 4 тысячи солдат, несмотря на это Ельцин созвал народ, люди пришли и было совершенно ясно, что этот государственный переворот обречен, но он послужил катализатором конца Советского Союза. Последовала встреча в Беловежской пуще, а 25 декабря было создано Содружество Независимых Государств и сделано заявление Горбачева о том, что он подал в отставку”, - отметил Игорь Боцан.
Дебаты на тему „Правительство Республики Молдова в изгнании в период путча в Москве, август 1991 г.: что это было, зачем это было, какие следы оставило? ”, это 259-е дебаты из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, организованные Информационным агентством IPN при поддержке немецкого фонда имени Ханнса Зайделя.