logo

Игорь Боцан: Люди хотят справедливости в расследовании банковского мошенничества


https://www.ipn.md/index.php/ru/igor-botsan-lyudi-khotyat-spravedlivosti-v-rassledovanii-bankovskogo-moshenniche-8004_1073685.html

Во все времена и во всех обществах люди хотели только одного – справедливости, так же, как и в случае расследования банковского мошенничества. Если правосудие восторжествует, если хотя бы часть денег будет возвращена, а те, кто участвовал в краже миллиарда расскажет, как и при участии кого произошло это мошенничество, тогда наступит социальное удовлетворение. Такое мнение высказал эксперт Игорь Боцан, который отмечает, что люди должны иметь уверенность в том, что существует закон, и что политические деятели не просто хитрецы, а люди, которые приходят в политику, чтобы решать проблемы граждан. Мнения были высказаны в ходе публичных дебатов: „Почему тема банковской кражи вновь вышла на первый план?” организованные Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что существует Уголовный кодекс, который очень четко показывает, за какие преступления следует наказывать и как строго, от самого сурового до наименее сурового наказания. Но эта мера может применяться в зависимости от того, как много будут сотрудничать те, кто виновен в краже миллиарда, и захотят ли они помочь вернуть украденные при их участии деньги. По его мнению, можно найти общий знаменатель для общества в целом, для политического класса и для тех, кто виновен.

Говоря о прошедших судебных процессах по этому делу, Игорь Боцан отметил, что всех беспокоит тот факт, что они были прекращены. По его словам, независимо от степени вины человека, особенно если речь идет об экономических преступлениях, нет никакого смысла, чтобы эти процессы были прекращены, с фальсифицированными протоколами и данными. Эксперт утверждает, что все процессы, даже если речь идет о людях, о которых с уверенностью можно сказать, что они виновны и должны сесть в тюрьму, должны проводиться в нормальном русле. „Все должно происходить по закону. И снисходительность может применяться в соответствии с законом. Чтобы эти граждане воспользовались прозрачным, справедливым процессом с доказательствами, а не с фальсификациями – это то, чего хотят все. Неизвестно, будет это так или нет”, - заявил Игорь Боцан.

Что касается шансов ускорить расследование банковского мошенничества и довести его до конца, эксперт считает, что все хотят, чтобы расследование было обоснованным, все должно быть доказано. По его мнению, важно доказать факты и определить виновных, исходя из доказательств, и меньше важно ускорение расследования.

Игорь Боцан отметил, что примерно год назад произошла смена власти. Те, кто пришел к власти, пообещали, что расследование кражи миллиарда является их приоритетом, и будут способствовать выяснению резонансных дел. Последовала очистка прокуратуры, политическая борьба по реформе юстиции, а это длительные процессы. „Мы, как граждане, хотим, чтобы коррумпированные, недостойные люди были выгнаны из системы. В эту систему должны прийти компетентные люди, преданные делу. Но это занимает много времени. Но люди хотят, чтобы эти процессы происходили быстрее”, - отметил эксперт.

По его словам, и новый генеральный прокурор заявил, что ему нужно время, в том числе для того, чтобы изучить то, что сделали его предшественники. „Сегодня, спустя полгода нахождения в этой должности, генеральный прокурор вышел к рампе - одни радуются, другие говорят, что это политический контекст. Таким образом, прокуратура попадает в не совсем полезную ситуацию для этого учреждения”. Игорь Боцан добавил, что люди хотят, чтобы борьба вокруг прокуратуры, и в целом вокруг системы правосудия прекратилась. „Общество хочет, чтобы в конце концов было сделано то, что все хотят - оценка прокуроров и судей, а параллельно расследование мошенничества”. По его словам, нужен порядок в правоохранительных органах, а люди должны следить за политиками и теми, кто занимается правосудием.

136-е „Почему тема банковской кражи вновь вышла на первый план?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.