|
|
Дионис Ченуша | |
Грузия находится на расстоянии около 5 месяцев до объявления безвизового режима с Европейским союзом (ЕС). 9 марта 2016 года, Европейская комиссия официально официально предложила Совету ЕС (т. е. государствам-членам ЕС) и Европейскому парламенту отменить визовый режим для граждан Грузии. Таким образом, также как и молдаване с биометрическими паспортами, грузины с документами в порядке смогут совершать краткосрочные поездки (90 дней в течение 180 дней) в страны Шенгенской зоны (30 стран).
Соответствующее событие оказывает положительное влияние на Грузию, Восточное партнерство, но и на Кавказ. Во-первых, граждане Грузии получают конкретное доказательство того, что европейская интеграция может принести ощутимые результаты. Во-вторых, другие страны Восточного партнерства, в частности Украина, мотивированы улучшить свою работу с тем, чтобы последовать примеру Молдовы и Грузии. Также, либерализация визового режима для Грузии становится сильным стимулом заинтересованности со стороны двух других стран Кавказа (Армения и Азербайджан).
И, наконец, успех Грузии означает потерю Молдовой статуса единственной страны Восточного партнерства, пользующейся либерализацией визового режима с ЕС.
Отражение „грузинского эффекта” на диалог ЕС-Молдова
Прогресс грузин дает европейцам возможность работать с более удачным примером чем молдавский, когда необходимо говорить о Восточном партнерстве. Это происходит на фоне удара по имиджу, который европейцы получили по отношению к Молдове из-за непрекращающихся политических кризисов и коррупционных скандалов, порождаемыми так называемыми проевропейскими политическими силами. Кроме того, у ЕС есть под рукой пример Грузии, если европейский вектор Молдовы потерпит поражение в той или иной форме.
Также, успех Тбилиси имеет потенциал, чтобы стимулировать конкуренцию между странами, подписавшими Соглашение об ассоциации с ЕС. С одной стороны, Кишинэу будет стремиться прилагать усилия, чтобы блистать в глазах европейцев, которые все больше симпатизируют грузинам. С другой стороны, увеличивается давление на Украину, которая также хочет вступить в „клуб стран с либерализацией визового режима” с ЕС.
Молдова и Грузия: аналогичные аспекты, связанные с либерализацией визового режима
Сравнивая траектории Молдовы и Грузии в получении безвизового режима с ЕС, следует заметить некоторое сходство. Во-первых, при отмене обязательности шенгенских виз для грузин, также как и для молдаван, ЕС исходит из озабоченности по поводу очевидной растущего влияния российского фактора. Во-вторых, усиление безвизового режима для Грузии и Молдовы предполагает более краткосрочный период времени (примерно 6 месяцев), чем это было для стран Западных Балкан (7-8 месяцев). Наконец, не в последнюю очередь, в обоих случаях, либерализация визового режима с ЕС совпадает с годом выборов. Грузия должна получить безвизовый летом нынешнего года, за несколько месяцев до парламентских выборов, намеченных на октябрь 2016 г. То же самое произошло в Молдове, только на расстоянии около 8 месяцев в течение 2014 года.
Вместо заключения…
Успех Грузии развенчивает Молдову, которая не является более единственной страной в Восточном партнерстве, освобожденной от обязательности шенгенских виз. Скорее всего, либерализация визового режима для Грузии сохранит большее влияние на проевропейские симпатии, чем это было в случае Молдовы. Это потому, что, в отличие от молдавских граждан, которые обладают или имеют возможность получить румынские паспорта, грузины могут чувствовать себя ближе к Европе, пока, только посредством либерализованного визового режима.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.