Россия несет ответственность за ситуацию в приднестровском регионе, поскольку согласно решению ЕСПЧ Москва имеет военный, экономический, социальный и политический контроль над регионом. Об этом заявил бывший вице-премьер по реинтеграции Георге Бэлан в ходе публичных дебатов „Проклятие замороженных конфликтов и способы его снятия”, организованных Информационным агентством IPN. По словам эксперт по безопасности, формат переговоров 5+2 нефункционален и призван лишь имитировать поиск решения приднестровского конфликта.
Бывший вице-премьер по реинтеграции Георге Бэлан говорит, что у России есть несколько рычагов для сохранения контроля над приднестровским регионом, а формат переговоров 5+2 заблокирован. Согласно первоначальным договоренностям, в формате 5+2 в качестве сторон конфликта должны были участвовать Кишинев и Тирасполь. ОБСЕ, Российская Федерация и Украина должны были иметь статус посредников, а Евросоюз и США - статус наблюдателей.
„Формат 5+2 не функционален. Потому что каждый участник переговорного процесса имеет право вето. То есть любой может заблокировать переговоры. Любое решение должно приниматься только путем консенсуса, а это очень сложно. Помимо этого инструмента, у России есть и другие инструменты в приднестровском регионе. Речь идет о Объединенной контрольной комиссии и контингенте миротворцев, в который входят вооруженные силы Республики Молдова, Российской Федерации и военизированные формирования приднестровского региона. Были также наблюдатели от Украины, которых Украина отозвала после начала полномасштабной войны. Чем российские миротворцы отличаются от других миротворцев? Целью этого контингента миротворцев было заморозить конфликт и сохранить территорию под контролем. Даже в решении ЕСПЧ подтверждено, что в экономическом, социальном, политическом и военном отношении Российская Федерация контролирует ситуацию в приднестровском регионе. А это значит, что Россия несет ответственность за все, что там происходит”, - заявил бывший вице-премьер по реинтеграции Георге Бэлан.
По его словам, Россия посредством замороженных конфликтов хотела удержать Республику Молдова и Грузию в состоянии экономического регресса, удерживая таким образом две республики в сфере своего влияния.
„Целью России никогда не был приднестровский регион. Точно так же, как Абхазия и Осетия не являются главной целью России. Цель - удержать бывшие советские республики, Грузию и Молдову, в состоянии отсталости. Россия хотела остановить реформы, сохранить эти республики в сфере российского влияния. Все эти элементы не позволили нам найти решение для приднестровского конфликта, а формат 5+2 лишь имитировал диалог, но без реальных возможностей найти реальное решение. То есть решение могло быть принято в другом месте, а формату 5+2 оставалось только его узаконить. Мы видим, что все переговорные форматы лишь имитировали переговоры, особенно в Молдове и Грузии. Нас принудили вести переговоры с представителями приднестровского региона. В случае с Украиной Киев отказался сесть за стол переговоров с представителями Донецка и Луганска, поскольку за этими структурами стоит РФ. Следовательно, переговоры должны были вестись напрямую с Россией”, - пояснил Георге Бэлан.
По его словам, начало масштабной войны в Украине было обусловлено намерением новых властей в Киеве интегрировать страну в Евросоюз, что Россия восприняла как потерю влияния на этой территории.
„Когда Украину заставляли сесть за стол переговоров с представителями Донецка и Луганска, Россия хотела создать формат, в котором все было бы превращено в замороженный конфлик. Смена власти в Украине привела к началу полномасштабной войны. Европейская интеграция стала вектором развития Украины, и Россия поняла, что теряет контроль”, - заявил бывший вице-премьер по реинтеграции.
312-е дебаты „Проклятие замороженных конфликтов и способы его снятия” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.