logo

Генпрокурор был утверждён в спешке, эксперты


https://www.ipn.md/index.php/ru/genprokuror-byl-utverzhden-v-speshke-eksperty-7978_1031475.html

Генеральный прокурор Эдуард Харунжен был утверждён в должности в спешке, президент Николае Тимофти не воспользовался тем сроком, который отведён законом для изучения кандидатуры, и этот факт порождает в обществе подозрения и снижает веру в возможность реформирования Прокуратуры. Такие заявления были сделаны гостями передачи „Interpol” на телеканале TV 7, передаёт IPN.

Эксперт по борьбе с коррупцией Марианна Калугина утверждает, что то, каким образом был приведён к присяге генеральный прокурор, вызывает целый ряд вопросов. „Недоумение возникает всегда, когда вещи делаются в большой спешке. Кандидат должен был пройти ряд проверок, в том числе проверку Службой информации и безопасности. Спешка порождает сомнения, случившееся наносит ущерб имиджу Прокуратуры. Понятно, что Николае Тимофти поспешил утвердить Харунжена, чтобы помешать сделать это избранному президенту. Я вижу проблему в том, что генеральным прокурором стал Эдуард Харунжен. Этот пост должен был занять человек с более сильным характером”, - заявила эксперт.

„Глава государства должен был проверить появившуюся в прессе информацию о Харунжене, о доме, который не соответствует его зарплате. В соответствии с законом, президент имел в своём распоряжении три недели, чтобы проверить всю информацию. Почему в случае судей Тимофти проверяет информацию, а в случае генерального прокурора он её не проверил? Это правда, что в ходе собеседования Харунжен показал себя лучше всех, но его нужно было проверить. Конкурс закончился в 15.00, а на следующий день, в 12.00, был подписан указ, и состоялось приведение к присяге. Люди и так не доверяют Прокуратуре. Из-за этой спешки и по причине того, что приведение к присяге состоялось за закрытыми дверями, гражданское общество не будет воспринимать Харунжена как человека, заслуживающего доверия”, - заявил директор Центра правовых ресурсов Влад Грибинча.

Экс-прокурор муниципия Кишинёв Ион Дьяков объясняет спешку с утверждением Харунжена в должности тем, что решение относительно его кандидатуры было принято уже давно. „Харунжен был назначен исполняющим обязанности генерального прокурора, чтобы убедить кого следует в том, что он является человеком, подходящим для места у руля Прокуратуры. Именно этим объясняются массовые незаконные аресты последнего времени. А потом арестованных выпускают одного за другим. В конкурсе не приняли участие честные прокуроры с хорошей репутацией, потому что им был известен результат”, - сообщил Дьяков.

Председатель Высшего совета прокуроров Мирча Рошиору в ходе телефонного включения заявил, что главе государства нечего было проверять, поскольку все проверки были осуществлены по ходу конкурса, а их результаты были включены в досье, представленное президенту. „Было несколько этапов конкурса, которые транслировались в Интернете. Были получены заключения СИБа, было проведено тестирование на „детекторе лжи”. Не Прокуратура должна была проверять или возбуждать уголовные дела в связи с незаконным обогащением, например. Есть другие учреждения, в чью компетенцию входят эти вопросы”, - заявил Рошиору.