logo

Газопровод между политикой, экономикой и шансом на лучшую жизнь. Дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/gazoprovod-mezhdu-politikoy-ekonomikoy-i-shansom-na-luchshuyu-zhizn-debaty-8004_1076492.html

Газопровод Яссы-Кишинев строился долго и упорно, и до недавнего времени суля многочисленные надежды и ожидания, в том числе „шансы на лучшую жизнь”. Но после сдачи в эксплуатацию, он превратился в проблему. Каким-то неожиданным образом выяснилось, что этот газопровод не может или не должен постоянно эксплуатироваться для транспортировки газа, возможно дешевле из Румынии или из европейского пространства. По мнению властей, газопровод скорее является „запасным”, к которому можно было бы получить доступ в случае форс-мажорных обстоятельств, но это не обязательно. Насколько реальна эксплуатация нового газопровода, каковы причины этой проблемы, ее компоненты и последствия обсудили эксперты в ходе публичных дебатов „Газопровод между политикой, экономикой и шансом на лучшую жизнь”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что после прихода Владимира Путина к власти, заявленной стратегической целью Российской Федерации было стать энергетической сверхдержавой. В то же время, в 2003-2009 годах Европейский Союз разработал так называемые энергетические пакеты, понимая, что очень высокая энергетическая зависимость от восточного поставщика может спровоцировать проблемы. Эти пакеты предусматривают все механизмы защиты от энергетической зависимости от поставщика-монополиста, который, помимо производства и транспортировки газа, хотел также контролировать распределительные сети ЕС.

„В 2009 году Республика Молдова присоединилась к Европейскому энергетическому сообществу, а в 2011 году в октябре в Кишиневе состоялось заседание Совета министров Европейского энергетического сообщества. Тогда Республика Молдова подписала соглашение, согласно которому, обязалась внедрить III энергетический пакет”, - объяснил Игорь Боцан. По его словам, этот энергетический пакет должен был быть реализован до 2015 года, но это не удалось сделать. Однако были приняты законы о природном газе и электроэнергии.

Эксперт заявил, что в августе 2013 года было подписано соглашение о строительстве газопровода Яссы-Унгены, и первый участок был построен в течение года. Впоследствии должен был быть построен участок Унгены-Кишинев, который был завершен только в этом году. „У нас есть этот стратегический трубопровод, который может ежегодно траснпортировать в Республику Молдова 1,4 млрд. кубометров природного газа, что было бы достаточно для покрытия потребностей Республики Молдова”, - отметил Игорь Боцан.

Председатель Сообщества WatchDog Серджиу Тофилат отметил, что 20 лет назад была утверждена энергетическая стратегия Республики Молдова. В этом документе говорилось о зависимости Республики Молдова от российского газа, как относительно потребления природного газа, так и в области производства электроэнергии. „Главной политической целью Молдовы было устранение зависимости от российского газа, как в области потребления газа, так и производства электроэнергии. Выбранный вариант строительства газопровода, который пришел позже, был одним из вариантов решения проблемы. Потому что от решения этой проблемы в принципе зависит и выживание сепаратистских властей левобережья Днестра. И это потому, что Российская Федерация преследует цель финансирования этого сепаратистского режима за счет поставок газа. Мы преследуем нашу цель - не зависеть от одного поставщика и не быть уязвимыми для кремлевской администрации”, - заявил эксперт по энергетической безопасности.

По его словам, в начале 2000 года российская компания Газпром приостановила поставки газа в Украину и Республику Молдова и предъявила ряд противоправных условий. Первое условие касалось немедленного погашения задолженности за газ, большая часть которой касалась потребления левобережья Днестра. А Москва хотела положить это бремя на плечи Республики Молдова. Согласно второму условию, любого поставщику газа запрещался приход на молдавский рынок, а третье условие предполагало предварительную оплату за газ. Эксперт уточнил, что для преодоления этой зависимости, в 2000 году была принята данная стратегия. Впоследствии в 2007 году была утверждена новая стратегия, действительная до 2020 года. По его словам, в 2009 году последовал еще один кризис природного газа в результате конфликта между Россией и Украиной, что привело к прекращению поставок газа в зимний период. По его мнению, тогда власти подумали об альтернативном решении по закупке газа, а затем последовал проект по взаимоподключению - газопровод Яссы-Унгены. Только в 2020 году были завершены инфраструктурные работы до Кишинева, а теперь еще предстоит завершить работу на территории Румынии.

Эксперт в энергетических политиках ИРСИ Viitorul Виктор Парликов считает, что новый газопровод будет играть резервную роль. Однако его можно было бы использовать и после завершения работ на правой стороне Прута. А именно, его можно использовать в Румынии для коммерческих поставок, но есть определенные технические моменты, которые ограничивают возможность использования газопровода. По его словам, эта взаимосвязь была задумана как проект по обеспечению безопасности. „Безопасность, безусловно, связана с политикой и строго связана даже с геополитикой. Нужно понимать, что основная стратегическая уязвимость Республики Молдова, по моему мнению, связана с приднестровским регионом, неразрешенным конфликтом в регионе, а так называемая „приднестровская независимость”, в основном касается бесплатного газа, который доставляется в приднестровский регион. В момент, когда газ не будет доставлен в регион бесплатно, и они вынуждены будут заплатить половину своего бюджета, из своей экономики, тогда они сильно пострадают”,- отметил бывший директор Национального агентства по регулированию в энергетике.

Эксперт скептически относится к взаимоподключению на Ясско-Унгенском участке. Ведь, по его мнению, было проще, дешевле и быстрее организовать поставку газа по реверсу через существующий трансбалканский коридор. Виктор Парликов считает, что практически все власти ничего почти не сделали, а программа Яссы-Унгены была отвлекающим фактором, и с самого начала ложной. „Потому что, безопасность обеспечивается, по-настоящему, по реверсу через трансбалканский коридор, но мы подняли шум, который длится десять лет. И я рад, что в 2020 году молдавские власти признали, что этот газопровод является скорее запасным газопроводом, своего рода выходом из ситуации в критические моменты”, - добавил эксперт. По его словам, юг страны снабжен газом через соединение к трансбалканскому коридору, а газ из Кишинева физически не может попасть в южный регион. Так, в лучшем случае газопровод Яссы-Кишинев спасает север страны и Кишинев. Эксперт также говорит, что в этих условиях стратегическая ценность этого газопровода с точки зрения безопасности намного ниже, чем стоимость трансбалканского коридора.

153-е публичные дебаты „Газопровод между политикой, экономикой и шансом на лучшую жизнь” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” были организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.