logo

«Гагаузский мост» Молдова-Турция. Об итогах визита Эрдогана в Комрат, OP-ED


https://www.ipn.md/index.php/ru/gagauzskiy-most-moldova-turtsiya-ob-itogakh-vizita-erdogana-v-komrat-op-ed-7978_1044856.html

 

 
Гагаузия - это «мост дружбы» между Молдовой и Турцией. Как его построить, что бы он не стал разводным...


 

Вячеслав Крачун
 

В качестве музыкальной ассоциации к случившемуся на прошлой неделе визиту в Гагаузию президента Турции напрашивается известная всем, кому за тридцать, песенка крокодила Гены. Тем более, что Реджеп Тайип Эрдоган действительно прибыл в Комрат на вертолёте и действительно «бесплатно показал кино» - его получасовая речь на переполненной людьми центральной площади города была без преувеличения зрелищным и запоминающимся событием. А подарком вместо «пятисот эскимо» стали построенные в автономии за счёт Турции многочисленные социальные объекты. Не менее важной стала озвученная Эрдоганом в Комрате политическая поддержка региона в вопросах дееспособности автономии. Одним словом, влияние Анкары в Гагаузии явно на подъёме и это обстоятельство в ближайшей перспективе актуализирует тему «гагаузского фактора» в молдавско-турецких отношениях.  

Гагаузские почести и красные ленточки

Визит турецкого лидера в Республику Молдова длился два дня. 17 октября Эрдоган провёл в Кишинёве, где принял участие в церемонии открытия отремонтированного на турецкие деньги здания президентуры, встретился с руководством страны и подписал ряд межгосударственных соглашений. 18 числа турецкий гость полностью посвятил поездке в Гагаузию, причём по той атмосфере, с которой жители автономии его встречали, и по сверхнасыщенной программе могло показаться, что именно посещение Комрата было для Эрдогана главным поводом приезда в нашу страну.

В Гагаузии по случаю визита президента Турции 18 октября был объявлен выходным. Решение об этом было принято, скорее, не из желания оказать почести, а вынужденно. В этот день несколько сот работников бюджетной сферы со всей автономии были привезены в Комрат, чтобы поучаствовать во встрече Эрдогана и послушать его выступление на площади. Впрочем, и оказываемых почестей тоже хватало. Гагаузские школьники встречали турецкого лидера с его портретами и флагами Турции, а детский танцевальный коллектив исполнил для гостя приветственную программу.  

За несколько часов, проведённых в Комрате, Эрдоган провёл переговоры с башканом Ириной Влах, на которых присутствовал и президент Молдовы Игорь Додон, а так же открыл ряд отстроенных Турцией социальных объектов: Дом культуры и лечебно-диагностический корпус Комратской районной больницы. Однако перерезаний красных ленточек было в этот день намного больше. Первая леди Турции Эмине Эрдоган открыла новый Дом творчества в Комрате, который построила мэрия одного из районов Анкары. А в Чадыр-Лунге открыл свои двери Дом престарелых, построенный теми же инвесторами.   

Следующие инфраструктурные проекты на территории Гагаузии, которые анонсировала турецкая сторона – водоснабжение города Вулканешты, строительство учебного комплекса на окраине Комрата, ремонт комратского стадиона. Если такого рода участие Турции в жизни Гагаузии можно назвать ожидаемым, не считая возросший объём предоставляемой поддержки, то прозвучавшие в Комрате из уст Эрдогана тезисы, касающиеся взаимоотношений региона с центральными властями, воспринимались как прерывание многолетнего молчания Турции по вопросу политических полномочий автономии.

Политический сигнал

Открыто о гарантиях полномочий Гагаузии Эрдоган не говорил, иначе это могло бы быть воспринято как вмешательство во внутренние дела Молдовы. Но и того, что он сказал, было достаточно, чтобы уловить позицию Турции по этому вопросу: «Мы сошлись во мнении с молдавским президентом и главой Гагаузии о необходимости принятия конкретных шагов по действенности гагаузской автономии. Турция, как и раньше, будет поддерживать гагаузов. Мы хотим видеть Гагаузию развивающейся вместе с Молдовой», - заявил Эрдоган на совместной пресс-конференции по итогам встречи с Додоном и Влах.

Тезис о «действенности гагаузской автономии», по-видимому, следует понимать, как поддержку преобладающей среди гагаузской политической элиты точки зрения на проблему функциональности Гагаузии. Как считают в Комрате, для развития региона необходимо закрепить имеющиеся по Закону «Об особом правовом статусе Гагаузии» полномочия в Конституции.

Случайно или нет, требование гагаузов о конституционном закреплении полномочий поддержал в присутствии башкана и турецкого лидера и сам Игорь Додон. Даже если принять за факт, что это заявление являлось своеобразным сигналом гагаузской публике в контексте предстоящей парламентской кампании, нельзя не отметить, что сама тема «гагаузской реформы» в Конституции заняла прочное место в повестке дня взаимоотношений региона с центральными властями. 

Картину визита Эрдогана стоит дополнить некоторыми штрихами, которые остались в тени, но которые дают более полноценное понимание как самого события, так и степени влияния Турции на регион. В частности, нашумевшая история с высылкой семи сотрудников сети лицеев «Оризонт» так и не была поднята во время пребывания турецкого главы в Комрате ни властями Гагаузии, ни, что более показательно, местной оппозицией. Ещё один момент, который жители автономии могли наблюдать уже после визита Эрдогана – это обострившаяся конкуренция местных политиков за внимание турецкого лидера и возможность быть сопричастным к реализуемым Турцией проектам. Так, на некоторых региональных телеканалах ряд находящихся в оппозиции к башкану деятелей обвинили Ирину Влах и Игоря Додона в «приватизации визита Эрдогана».

«Мост дружбы»

Популярная среди молдавских политологов идея, что Россия использует Гагаузию для влияния на Молдову незаметно отошла на второй план и теперь впору говорить о турецком влиянии. Правда, пока не совсем понятны пределы этого влияния и то, насколько Кишинёв готов принимать во внимание позицию турков по важному для них, но всё же внутриполитическому «гагаузскому вопросу». Говоря о том же конституционном закреплении полномочий Гагаузской автономии, реалистичный взгляд на подобную перспективу вынуждает признать, что у неё нет каких-либо серьёзных шансов.

Что не вызывает сомнений – так это рост значения турецкой темы в рамках гагаузской политики. По последнему опросу, который провели в Гагаузии CBS-AXA, больше всего жителей автономии осведомлены о инфраструктурных проектах, которые реализует Турция – 43%. Четверть знает о проектах, которые реализует Россия, а о проектах, за которыми стоит Евросоюз, вспомнили  лишь 7,8% жителей, хотя ЕС в последние годы является одним из лидеров по оказываемой региону помощи. Так что возможность подчеркнуть свою сопричастность к турецким проектам, будут использовать большинство местных политиков, кто обоснованно, а кто не очень.

Самый часто упоминаемый турецкими лидерами образ Гагаузии - это «мост дружбы» между Молдовой и Турцией. Не избежал такого сравнения и Эрдоган. Сейчас к этому «мосту» происходит всплеск внимания и перед Кишинёвом и Комратом возникает общая задача: как его построить, что бы он не стал разводным, но при этом что бы «спина» гагаузского народа осталась целой.

 
Вячеслав Крачун, Комрат

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.