Анализ IPN: В Москве состоялась встреча Башкана Гагаузии Михаила Формузала с вице-премьером России Дмитрием Рогозиным. Постоянный автор IPN Вячеслав Крачун обратил внимание на особенности освещения прошедшей беседы и предположил, как Москва может использовать отношения с автономией в диалоге с Республикой Молдова
Встреча с рекламой
Дмитрий Рогозин принял башкана Автономного территориального образования Гагаузия Республики Молдова Михаила Формузала. Эта скупая информация была опубликована на личных страничках самого российского чиновника в социальных сетях twitter и facebook. Мы привыкли, что когда случаются поездки молдавских политических деятелей в Москву, этот факт с подачи самих визитёров, для которых важно подчеркнуть свою рукопожатость в российских властных кабинетах, непременно становится информационным поводом ещё до самого визита. В данном же случае совершенно явно функцию информирования взяла на себя принимающая сторона в лице российского вице-премьера. Но более неожиданным и выбивающимся из рамок протокольных канонов фактом, стала фотография, сопровождающая пару строчек сообщения, на которой Рогозин одной рукой по-дружески обнимает Формузала, а другой… рекламирует «Газету регионов», издаваемую политической партией гагаузского руководителя. Что же на самом деле могли обсуждать эти два государственных деятеля, и с какой целью был обнародован этот явно избыточный фотожест?
Формузал сообщил для IPN, что темой беседы с Рогозиным было развитие межрегиональных связей Гагаузии с Россией. Гагаузская автономия, надо признать, имеет давний опыт сотрудничества с субъектами Российской Федерации. Действуют соглашения о сотрудничестве с Брянской и Пензенской областями, с Татарстаном и многими другими регионами. Учитывая, что от своих российских побратимов Гагаузия получает внушительную материальную помощь, руководство края, видимо, пытается расширить список своих российских партнёров. Вероятно, возникла потребность координации всей этой системы связей на уровне российского правительства. Не исключено, что именно в этом контексте и состоялась встреча Рогозина с Формузалом.
Винный «сепаратизм»
Ещё одной целью визита башкана в российскую столицу могли быть переговоры по винному эмбарго. От запрета России на молдавскую винную продукцию больше всего пострадал юг Молдовы и, главным образом, Гагаузия. Поэтому попытка решить эту проблему через зампреда российского правительства действительно могла быть предпринята Формузалом. Тем более, что недавно он утверждал, что в случае, если Молдова не примет ряд мер по поддержке отечественных виноделов, власти автономии будут вынуждены «решать этот вопрос самостоятельно в Москве». Однако с этим идёт вразрез совершённый на следующий день после встречи с Рогозиным визит в Россию министра сельского хозяйства Республики Молдова Василия Бумакова, который пытался решать в Российской Федерации ровно те же проблемы винодельческой отрасли. Думается, что если бы в планах башкана действительно было обсудить с Рогозиным возобновление поставок молдавских вин, то его визит должен был быть скоординирован с руководством Минсельхоза.
Российские ставки
Позирование Рогозина с партийной газетой Формузала не даёт возможности исключить, что на их встрече тема поддержки возглавляемого гагаузским башканом политформирования также имела место. Накануне парламентской предвыборной кампании (а последний год работы парламента всегда превращается в нашей стране в избирательную гонку) молдавское общество традиционно классифицирует политические силы на предмет их поддержки со стороны России. К примеру, подробное освещение последних «революционных» акций Партии коммунистов со стороны российских федеральных СМИ, многие склоны оценивать, как подтверждение того, что «Москва сделала ставку на ПКРМ». Заместителя председателя правительства России, показывающего в фотообъектив логотип газеты одной из молдавских партий, трудно воспринимать в качестве намёка, подтверждающего те или иные догадки. Здесь всё выполнено чересчур очевидно. Настолько очевидно, что скорее целью обнародования фотографии было заставить поверить в факт поддержки, нежели показать, что такая поддержка на самом деле есть.
«3+2» + Гагаузия?
Другая вероятная тема прошедшей встречи Рогозина с Формузалом приходит на ум, если вспомнить вторую должность российского политика, являющегося специальным представителем президента по приднестровскому урегулированию. Гагаузия в лице её лидера неоднократно заявляла о своём намерении добиваться повышения статуса до уровня приднестровского в случае объединения страны. Очевидно, что когда данные претензии официальный Кишинёв по объективным причинам отказывается даже рассматривать, Рогозин становится наиболее удобным для Комрата способом если не втиснуться в состав формулы переговорного процесса «3+2», то, по крайней мере, включить свою позицию в повестку дня переговорного процесса. До сих пор из уст российских официальных лиц не звучало подобных тезисов. Однако, можно быть уверенным, что если будет такая необходимость, позиция Комрата не замедлит быть озвученной в качестве одного из важных условий объединения.
Гагаузский вагон
Дмитрий Рогозин является, мягко говоря, далеко не последним лицом российской власти. Поэтому его встреча с каждым молдавским политиком, тем боле, наделённым властными полномочиями, всегда даёт пищу для догадок и размышлений. Но те две строчки информации и дополняющая их фотография со встречи с башканом Гагаузии настолько перегружена сигналами, что игнорировать всё это не получается.
На самом деле любая из упомянутых выше тем, будь то оказание поддержки Гагаузии через российские регионы, сепаратное снятие винного эмбарго для Гагаузии или включение автономии в процесс приднестровского урегулирования, могут стать для молдавских властей поводом для серьёзной озабоченности.
Россия в последнее время активизировала свои действия в Приднестровье. В регион начали приходить многомилионные российские инвестиции, за счёт правительства Рщссийской Федерации воздвигаются социальные объекты. Создаётся впечатление, что официальная Москва, сделав определённые выводы относительно перспектив сотрудничества с Республикой Молдова, решила превратить левобережье Днестра в свою укреплённую пограничную территорию. Кто даст гарантии, что похожие планы не будут реализованы и по отношению к лояльной России Гагаузской автономии? Звучит, на первый взгляд, маловероятно. Но недавние заявления Рогозина о том, что Молдова может «потерять по пути в Евросоюз несколько вагонов», вынуждает допускать, что эта иносказательная метафора при определённых обстоятельствах может наполнится вполне буквальным сюжетом.
Вячеслав Крачун, IPN