|
|
Дионис Ченуша | |
В основе Европейского союза и, соответственно, процессов европейской интеграции лежит пакет европейских ценностей, таких как мир, демократия, права человека, человеческое достоинство и верховенство права. Они отражены в договорах ЕС, определяющих распорядок внутри Евросоюза, его отношения с государствами-участниками и европейскими гражданами. По мере вызревания европейского проекта, особенно после подписания Лиссабонского договора (декабрь 2009 года), увеличилась роль европейских ценностей в рамках диалога ЕС с внешним миром. Расширение Евросоюза в 2004–2007 гг. значительно расширило и географию европейских ценностей. Запуск Восточного партнёрства (2009 год) придал толчок отношениям ЕС с Восточной Европой и способствовало более активному продвижению европейских ценностей в этом регионе. Страны, подписавшие соглашения об ассоциации с ЕС – Молдова, Украина и Грузия – пошли ещё дальше, приняв европейские ценности в качестве ориентиров в сфере стратегических целей развития.
Но географическое продвижение европейских ценностей на Восток контрастирует с геополитическими взглядами России, которая не желает отказываться от Восточной Европы как части российской сферы влияния. Ведь успешное проникновение европейских ценностей внутрь политических и социальных систем укрепит государства региона и, соответственно, их независимость от Москвы, сделав их опасными даже для внутриполитического режима России. В связи с этим, Россия использует евразийскую интеграцию и Евразийский экономический союз в качестве противовеса европейской интеграции, а Русскую православную церковь – для противодействия европейским ценностям в регионе.
Европейские ценности превратились в тест на зрелость для молдавской демократии. Хотя эти ценности постепенно направляют национальное законодательство в нужное русло, не все граждане обладают знаниями и убеждениями, необходимыми для следования им в повседневной жизни. С одной стороны, всё ещё наблюдается острая ностальгия по ценностям советского тоталитарного режима, а с другой стороны подчиняющаяся России православная церковь участвует в открытом „крестовом походе” против европейских ценностей. Тем не менее, именно крах мнимого проевропейского политического класса более всего препятствует укоренению европейских ценностей в молдавском обществе.
Европейские и традиционные ценности в ЕС
Существование европейского проекта, то есть Евросоюза, зависит от прочности позиций европейских ценностей в государствах-членах ЕС. Римская декларация, которая была подписана по случаю 60-летия создания Европейского сообщества (25 марта 2017 г.), подчёркивает тот факт, что ЕС должен гордиться своими ценностями (мир, свобода, демократия, права человека, верховенство закона) и защищать их. Одновременно Декларация подчёркивает, что ЕС по-прежнему открыт для тех европейских стран, которые уважают европейские ценности и обязуются их продвигать. Таким образом, от того, как европейские ценности применяются на практике, зависит работоспособность ЕС.
Как показывают последние общеевропейские соцопросы (Евробарометр, 2016 г.), около 50% европейских граждан считают, что страны ЕС близки друг к другу с точки зрения разделяемых ими ценностей. Наиболее широко это представление распространено в Ирландии, Словакии, Польше и Чехии, а меньше всего эту идею разделяют в Греции, Франции, Латвии и на Кипре.
Четырьмя наиболее важными для европейцев ценностями являются мир (46%), права человека (43%), уважение к человеческой жизни (37%) и демократия (27%). Мир наиболее популярен среди словенцев, права человека – на Кипре, в Дании и Швеции, а уважение к человеческой жизни – в Ирландии, Португалии и на Мальте.
В то же время, социологические опросы показывают, что Евросоюз для европейских граждан ассоциируется с миром (39%), правами человека (34%) и демократией (31%). Эти ценности соответствуют как индивидуальным устремлениям европейских граждан, так и представлениям европейцев о ценностях ЕС.
При этом европейские ценности уязвимы практически во всех странах ЕС, в том числе и тех, которые вступили в него в последний период. Основной причиной этого являются всевозможные кризисы, которые постоянно множатся. Евросоюз, испытывающий нехватку необходимых инструментов и сильно зависящий от воли национальных правительств, прямо связывали с неправильным управлением последствиями экономического и финансового кризиса 2009 года. Кризис беженцев 2015 года и проблемы в управлении внутренней и внешней миграцией, наблюдающиеся в последние годы, также сыграли свою отрицательную роль. Всё это пошатнуло общественную поддержку Евросоюза и неизбежно отразилось на приверженности европейским ценностям.
Всякий раз, когда государственные институты (проевропейские и, конечно, светские) и политическая элита, на национальном и европейском уровне, терпят неудачу, граждане начинают искать ответы у антиевропейских националистов-популистов, а в некоторых случаях – и у Церкви. Чем нестабильнее ситуация в Европе, тем легче России усиливать негативные чувства в отношении ЕС посредством антиевропейской пропаганды или путём активной поддержки популистов-евроскептиков во Франции, Германии, Нидерландах и других странах Европы.
В то же время, европейские ценности в ЕС сталкиваются с жёсткой позицией Церкви (в Польше) или консервативных общественных движений (в Румынии, Литве), активно продвигающих традиционные ценности. В таких случаях Россия служит источником вдохновения для различных гомофобных практик, таких как законодательство о защите несовершеннолетних от информации о гомосексуализме.
Европейские и традиционные ценности в Молдове
В настоящее время весьма узкий сегмент молдавского общества безоговорочно разделяет все европейские ценности. Большинство граждан относятся к ним селективно, отбирая лишь приемлемые для себя европейские ценности. Они предпочитают дистанцироваться от прав человека, поскольку не усвоили во всей его полноте принцип равенства и необходимость социальной интеграции дискриминируемых групп (сексуальных меньшинств, некоторых этнических групп, лиц с ВИЧ-СПИД, лиц с ограниченными возможностями).
Русская православная церковь и пророссийские политики являются наиболее активными сторонниками традиционных ценностей в Молдове. С одной стороны, они выступают против прав человека, когда эти права касаются сексуальных меньшинств. С другой стороны, эти силы действуют против эмансипированных женщин (очернение Майи Санду в ходе президентских выборов 2016 года). Кроме того, они продвигают концепцию многодетных семей, что указывает на их патерналистское отношение к женщинам и их роли в обществе.
Конкуренция между европейскими и традиционными ценностями протекает очень динамично и даже жёстко. Так, в день марша „Без Страха” (май 2017 года), организованного сторонниками прав человека и недопущения дискриминации сексуальных меньшинств, социалисты и президент Игорь Додон провели празднества, посвящённые традиционной семье (IPN, май 2017 г.). Последние отказываются признавать, что недискриминация сексуальных меньшинств является выражением прав человека. Напротив, социалисты и президент Додон демонизируют эту группу, превращая её во внутреннего врага. Помимо ссылок на позицию Русской православной церкви, для оправдаания своих действий президент Додон налаживает контакты с западными активистами анти-ЛГБТ, такими как Брайан Браун (Presedinte.md, май 2017 г.), которые обвиняются в ряде стран в разжигании ненависти к сексуальным меньшинствам. Президент Додон намерен активизировать свою деятельность против ЛГБТ в 2018 году и планирует провести в Кишинёве Всемирный конгресс семей (Presedinte.md, май 2017 г.).
Традиционные ценности отражены в идеологической сущности евразийской интеграции. Это позволяет России и пророссийским силам в Восточной Европе представлять в негативном свете европейскую интеграцию и европейские ценности. Евразийская идеология сочетает в себе традиционные (традиционная семья), христианские (Русская православная церковь) и патриотические (наследие советской истории) ценности. Эта идеология постепенно внедряется в Молдове Администрацией президента Игоря Додона, при поддержке пророссийских сил страны.
Трудный переход к работоспособным демократическим институтам, низкий уровень жизни (Europa Liberă, май 2017 г.), коррупция, распространённая внутри политических партий, связанных с европейской повесткой дня, махинации в банковской системе и неудачи антикоррупционной политики – всё это оказывает негативное влияние на проевропейские настроения молдавских граждан. Для улучшения ситуации ЕС должен занимать критическую, принципиальную и объективную позицию в отношении руководства страны, в лице демократов Владимира Плахотнюка.
Возрождение у молдавских граждан интереса к европейской интеграции автоматически стимулирует положительное отношение к европейским ценностям, особенно к наиболее чувствительным из них, связанным с правами человека. Чем более осязаемыми будут результаты европейской интеграции, тем сумбурнее будет выглядеть риторика пророссийских сил по поводу евразийской интеграции и традиционных ценностей.
Вместо заключения...
Сохраняющееся разочарование в проевропейских политических партиях (2009–2017 гг.), а также высокий уровень бедности, в условиях которого живут многие молдавские граждане, приводят к тому, что европейская интеграция и, соответственно, европейские ценности ассоциируются с чем-то элитарным или воображаемым, пока недоступным.
При наличии российско-евразийского фактора или без него, популяризация европейских ценностей в Молдове требует времени, значительных усилий и терпения, так же, как и в случае государств-членов ЕС, где всё ещё сохраняется сдержанное отношение к некоторым сторонам европейских ценностей.
В конечном итоге, возрождение в Молдове европейского вектора, воплощающего в себе европейские ценности, требует наличия подлинного гражданского общества, заслуживающих доверия проевропейских политических альтернатив, а также постановки внешними силами умных условий, которые максимально сузили бы властям поле для манёвра и придали толчок проведению реформ.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.