logo

Есть три возможных варианта мажоритарной коалиции, IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/est-tri-vozmozhnykh-varianta-mazhoritarnoy-koalitsii-ipn-7978_1020963.html

Результаты местных выборов, прошедших 14 июня, делают возможными три варианта мажоритарной парламентской коалиции, и от лидеров политических партий зависит, какой из них будет использован. Варианты, обязанности и риски, связанные с каждым из них, приведены в аналитическом материале „Национальное значение местных выборов”, написанном директором IPN Валериу Василикэ и опубликованном сегодня, 22 июня 2015 года.

По мнению автора, создание чётко очерченной коалиции квалифицированного проевропейского большинства на данный момент является важнейшей задачей. Из трёх возможных вариантов должен быть реализован один, но очень быстро. Это необходимо не только для стабильности ситуации в стране, но и ради безопасности проевропейских политических партий, в том числе их лидеров.

Первый вариант предусматривает формирование широкой коалиции с участием ЛДПМ, ДПМ, ПКРМ и ЛП. Это принесёт стране максимальную политическую стабильность, расширит социальную базу проевропейского выбора, исключит как монополизацию власти партиями с большим числом депутатских мандатов, так и шантаж со стороны партий с малым количеством мандатов”, отмечает автор.

В свою очередь, реализация этого варианта требует наличия двух условий: ПКРМ должна открыто заявить о поддержке европейского курса страны, а ЛП должна отказаться от заявлений о том, что она не участвует в коалициях с ПКРМ.

„ПКРМ пока не заявила об открытой поддержке европейского курса, и не известно, когда она это сделает и сделает ли вообще. Хотя, как было сказано выше, у коммунистов есть возможность и интересы, чтобы так поступить. Но лидер ПКРМ Владимир Воронин уже объявил о готовности к широкой дискуссии „с участием всех”, зайдя дальше всего по этому пути, допустив поддержку Партией коммунистов в внесении поправок к Конституции. Предполагается, что Воронин имел в виду и наиболее сложную проблему, порождаемую Основным законом – способ избрания главы государства. Решение её уже сегодня позволило бы уменьшить напряжённость, связанную с процедурой избрания президента примерно через год и однозначно избежать досрочных парламентских выборов. Всё зависит от цены, которую может запросить Владимир Воронин. Возможно, она не окажется слишком завышенной, если политик понимает, что после досрочных парламентских выборов проблему президента, а также судьбу ПКРМ и её лидера, возможно, будут решать его самые главные соперники – „предатели” из ПСРМ и Политической Партии Наша Пария (ППНП), говорится в анализе.

Маловероятно, что ЛП изменит свою позицию относительно участия в коалиции с ПКРМ до 28 июня, так как это грозит потерей столичной примэрии. „Как свидетельствует исторический опыт, не много шансов и на то, что она изменит свою позицию и после победы. Но в этих обстоятельствах ЛП придётся принять на себя большую, чем ранее, ответственность за отсутствие коалиции и, соответственно, за срыв европейского курса. В политике не всегда правильно вести себя подобно „собаке на сене””, заключает директор IPN.

„Второй вариант предполагает создание более узкой коалиции, но тоже обладающей квалифицированным большинством – в составе ЛДПМ, ДПМ и ЛП. Здесь всё зависит от требований либералов, которые известны, как известны и данные ранее потенциальными партнёрами ответы по поводу европейского прокурора, реформирования судебной системы и т.д. Неизвестно, остаются ли в силе требования о распределении должности президента Республики Молдова и Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры, зато уже известно о наличии нового, очень жёсткого требования: „Верните миллиард!””, напоминает автор.

В нынешних условиях у ЛДПМ и ДПМ имеется не слишком много контраргументов, но и ЛП следовало бы учитывать ситуацию, в которой она находится в Кишинёвском мунсовете, где она желает создать, и где должна быть создана такая же коалиция на местном уровне. „Готова ли ЛП предоставить всем партиям, о готовности создать коалицию с которыми она заявила – ЕНПМ, ЛДПМ и ДПМ, несмотря на гораздо меньшее количество имеющихся у них советников в КМС, по одному посту вице-примара и претора, а также поровну распределить должности руководителей управлений, служб и муниципальных предприятий – таким же образом, как либералы желали бы распределить должности на национальном уровне? Не обеспечив консенсус в КМС, им не стоит ждать соблюдения своих интересов на уровне страны, поэтому процесс формирования парламентской и муниципальной коалиций нужно рассматривать и осуществлять одновременно. В противном случае, будет не только сложнее обеспечить работу „большой коалиции”, а будет сложно, если вообще возможно, создать и обеспечить действие „малой коалиции”. И тогда в проигрыше окажутся ЛП и, в особенности, будущий примар, если им станет Дорин Киртоакэ”.

Третий вариант означал бы мажоритарную проевропейскую коалицию в формате ЛДПМ–ПКРМ–ДПМ. „Создать её проще всего, с нынешним числом депутатов может быть решена и проблема избрания президента, а с ней, соответственно, – и проблема досрочных парламентских выборов. Но ПКРМ пока не заявила о своей поддержке европейского курса, и не известно, когда она это сделает и сделает ли вообще. Повторное создание миноритарной коалиции является контрпродуктивным и для страны, и для трёх политформирований, которые могут оказаться вынуждены объявить о скорейшем проведении досрочных выборов, чтобы спасти то, что ещё можно спасти. Местные выборы показали, что им ещё есть, что спасать, а через год или два может оказаться уже слишком поздно, в том числе и для европейского курса страны, говорится в аналитическом материале IPN „Национальное значение местных выборов”.