logo

Если они нас не хотят, мы их хотим... Эксперты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/esli-oni-nas-ne-khotyat-my-ikh-khotim-eksperty-ipn-7978_1044715.html

Патриарх молдавской политики, основатель молдавского политического центризма Думитру Дьяков излучает оптимизм. С высоты своего опыта депутата в шести созывах и бывшего председателя парламента, он может позволить себе делать прогнозы, основанные не только на интуиции, но и на знание нравов молдавского политического класса, для которого стал своего рода эталоном. В ходе передачи „Adevărul live” от 15 октября 2018 года почетный председатель Демократической партии Молдовы (ДПМ) заявил, что не видит никаких проблем в том, чтобы ДПМ села за стол переговоров после парламентских выборов с любой партией, которая выиграет голосование граждан.

Заявления Думитру Дьяков подтверждают, что суть политического центризма состоит в готовности к любой комбинации, либо с правыми, либо с левыми партиями. В Румынии партии с таким стратегическим подходом называются дверными петлями (balama). В литературе партии такого рода называются catch-all, т.е. партиями «хватай всех». Здесь следует отметить практичность такого подхода. Дело в том, что золотое поколение ДПМ поддерживает подход почетного председателя политформирования. Подтверждением этого служит высказывание вице-председателя ДПМ, председателя парламента Андриана Канду, который сразу же после VIII съезда от 24 декабря 2016 года уточнил: „ДП все время была центристской партией, с левоцентристскими элементами. Тем не менее, наши предложения тяготели больше вправо. Теперь мы должны сконцентрировать внимание на левоцентристские взгляды и построить европейскую левую партию”. Данный подход был подтвержден и другим вице-председателем ДПМ, бывшим председателем формирования Марианом Лупу в вопросе названия официального языка Республики Молдова, который с научной точки зрения является румынским, а с практической точки зрения - молдавским. Второй вариант этого невероятного научно-практического релятивизма состоит в том, что и он сам может быть пересмотрен в любое время. Именно так работает устройство под названием дверная петля (balama).

Проблема в том, что такое поведение влияет на нынешние усилия ДПМ о внесении изменений в Конституцию. ДПМ пытается убедить правые проевропейские парламентские фракции поддержать внесение в Конституцию пункта о европейской интеграции, а эти фракции выступают против, или колеблются. Причина колебаний очевидная. Что толку, что ДПМ объявляет себя левоцентристской партией, если признает, что, по сути, проводит правые политики? Что толку, что ДПМ признает, что с научной точки зрения официальный язык является румынский, если с практической точки зрения ей выгодно, чтобы он назывался молдавским? Что толку, что ДПМ наметила в 2009 году завершить политическую войну, если с практической точки зрения аннигилировала всех бывших союзников, которые согласились на коалицию? Что толку, что ДПМ объявила приоритетом поиск украденного миллиарда, если с практической точки зрения три премьер-министра – двое, которые подписали гарантии правительства для покрытия кредитов обанкротившимся банкам, а другой положил их на плечи граждан, являются членами нынешнего демократического правительства? В итоге, парламентские остатки проевропейских партий задаются вопросом – что толку, что европейская интеграция будет закреплена в Конституции по инициативе ДПМ, если с практической точки зрения ДПМ будет продвигать политику, которая ей выгодна, чтобы удержаться у власти?

Тем не менее, никто не должен питать иллюзий в отношении того, что оптимизм почетного председателя ДПМ не имеет реальную основу. Ведь были уже драматические политические ситуации, из которых ДПМ вышла победительницей. Так было 16 марта 2012 года, когда ради политической стабильности найдены были честные политики, которые согласились пойти на компромисс с catch-all. Более того, были случаи, когда упрямые политики в ранге премьер-министра и главы государства изначально сопротивлялись инициативам и политикам, проводимым ДПМ, но впоследствии признали свои ошибки и попросили прощения за их заблуждения. И все это потому, что ДПМ имеет методы и средства убеждения. А те, которые не хотят сотрудничать с ДПМ, но которых она хочет иметь в союзниках, вынуждены уступать. И это несмотря на то, что она примерно понимают, что их ждет в будущем...

Эксперты IPN