logo

Если мы найдем способы для достижения реинтеграции, ОБСЕ сделает больше, мнение


https://www.ipn.md/index.php/ru/esli-my-naydem-sposoby-dlya-dostizheniya-reintegratsii-obse-sdelaet-bolshe-7965_1072897.html

Посол Республики Молдова в Австрии и Словакии Виктор Осипов считает непродуктивным то, что Республика Молдова ждет волшебных решений от ОБСЕ или любой другой международной организации в урегулировании приднестровского конфликта. „В то же время они дают нам уникальный шанс - сделать так, чтобы „баланс интересов” учитывал и Республику Молдова и препятствовал любым попыткам подорвать наши национальные интересы. Я уверен, если мы сами найдем более эффективные способы достижения цели реинтеграции, ОБСЕ и другие международные партнеры сделают больше, чтобы поддержать нас”, - заявил Виктор Осипов, который также является постоянным представителем при ОБСЕ, офисе ООН и международных организациях в Вене, передает IPN.

„Всегда и для всех актеров есть к чему стремиться, есть „резервы” для повышения эффективности, альтернативные идеи и т.д. В отношении ОБСЕ я считаю, что эту организацию нужно больше ориентировать на национальные интересы Республики Молдова, которая является государством-участником и сталкивается на своей территории с проблемами и явлениями, которые грубо нарушают ее целостность и международное право. Я хорошо знаю, однако, что организация, по определению, имеет определенные ограничения в своем подходе, который касаться исключительно интереса одного государства-участника и может полагаться в своих действиях только на „балансе интересов”, - отметил Виктор Осипов в интервью для www.lact.ro - Лаборатории по анализу приднестровского конфликта, исследовательской программы Университета им. Лучиана Благи из Сибиу.

Посол отметил, что с 2009 года активно взаимодействовал со всеми председательствами ОБСЕ. Речь идет о председательствах Греции, Казахстана, Литвы, Ирландии, Украины, Швейцарии, Сербии, Германии, Австрии, Италии, Словакии и нынешнего - Албании. Профиль этих государств сильно отличается, их внешней политикой, расстоянием между ними и Республикой Молдова, взаимозависимостями и интересами во внешней политике. И это показывает невидимую для большинства людей вещь, дополнительные трудности, с которыми сталкиваются дипломаты в продвижении национальных интересов в зависимости от того, кто является партнером по обсуждению, у кого в руках все рычаги на определенном этапе.

„Председательство в ОБСЕ, даже ротационное, оказывает решительное влияние на руководство организации на протяжении всего годового мандата. Надо сказать, что нашей дипломатии удалось в период, о котором я говорю, сохранить затяжной конфликт на востоке Республики Молдова в повестке дня ОБСЕ и других международных организаций. В определенные моменты она даже преуспела, учитывая слишком низкий вес и ограниченные ресурсы. Секрет, по моему мнению, заключается в настойчивости руководства страны, которое должно исключить скидки на национальные интересы и быть последовательным во внутренней и внешней политике, и в этом контексте дипломаты имеют солидную поддержку для продвижения национальных интересов, даже с небольшими ресурсами. Не преувеличивая общее качество этих документов, уже много лет Совету министров ОБСЕ удается принимать декларацию об эволюции переговоров только по приднестровскому урегулированию, ни по другим активным или продолжительным конфликтам. Таким образом, на самом высоком возможном уровне в ОБСЕ все участвующие государства подтверждают приверженность основному принципу потенциального регулирования: соблюдение независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова в рамках международно признанных границ. И это не мало”, - отметил постоянный представитель при ОБСЕ.

Отвечая на вопрос о развитии диалога между Кишиневом и Тирасполем, бывший вице-премьер по реинтеграции отметил, что это спорадический процесс. Это неопределенный процесс в том, что касается его потенциального политического результата, в рамках которого Правительство Республики Молдова уделяет приоритетное внимание решению различных проблем, порожденных конфликтом, с которыми сталкивается население на обоих берегах Днестра. „Этот подход является правильным, в первую очередь, с гуманитарной точки зрения, а также с точки зрения повышения доверия населения левобережья Днестра к правому берегу и к политическому руководству Кишинева. В то же время видим, что это малопродуктивный метод окончательного решения конфликта, а также некоторых текущих проблем, такие как права человека и другие”, - заявил Виктор Осипов.

По его словам, очевидной особенностью такого процесса является то, что сепаратистские власти регулярно создают новые кризисные ситуации, после чего все переговоры и усилия международных партнеров расходуются для их решения. А после решения проблем этим фактом пользуются их авторы, те, кто их создал, выходят из-под давления общества, которому предоставляются экзистенциальные или другие решения, пусть и временные. В таких условиях, когда все по умолчанию работают над обеспечением комфорта тираспольской неконституционной администрации, не понятно, как можно ее мотивировать вести переговоры по окончательному политическому урегулированию конфликта.