logo

Электоральная геополитика 2023 года в Республике Молдова: сценарии, прогнозы. Op-Ed Анатола Цэрану


https://www.ipn.md/index.php/ru/elektoralnaya-geopolitika-2023-goda-v-respublike-moldova-stsenarii-prognozy-op-7978_1100188.html

 

 

В данной ситуации особое значение будут иметь результаты выборов в Кишиневе, где проевропейские силы разделены и даже враждуют между собой. Важно, чтобы братоубийственная предвыборная война проевропейцев как минимум не поставила под угрозу перспективы второго тура в Кишиневе, если битва не будет проиграна уже в первом туре...

 

Анатол Цэрану
 

5 ноября этого года в Республике Молдова состоятся всеобщие местные выборы в соответствии с новым Избирательным кодексом, принятым в декабре 2022 года. Новый Избирательный кодекс содержит ряд изменений в избирательном процессе, которые будут применены на нынешних выборах, в результате которых на четырехлетний срок будут избраны 898 примаров и 11 058 депутатов местных советов (районных, муниципальных, городских и сельских советов). Более 3 900 зарегистрированных кандидатов будут баллотироваться на должности мэров и более 56 000 человек - на места в местных советах. Для того чтобы выборы были признаны действительными, на избирательные участки должно прийти не менее 1/4 от числа избирателей, внесенных в списки по каждому избирательному округу.

Ущербные стартовые условия

Как и в предыдущие семь избирательных кампаний такого рода, проведенных в Республике Молдова с момента провозглашения независимости, законные местные выборы не состоятся в населенных пунктах на левом берегу Днестра и в муниципии Бендеры, что еще раз подтверждает нарушенную территориальную целостность молдавского государства. Нынешние, восьмые по счету, местные выборы в Молдове пройдут в условиях затянувшейся административно-территориальной реформы, когда структура местной администрации характеризуется ярко выраженной фрагментацией и насчитывает, по данным 2018 года, 896 органов местного самоуправления I уровня (города, села, коммуны и муниципии) и 35 органов местного самоуправления II уровня (32 района, муниципии Кишинев и Бельцы, Автономное территориальное образование Гагаузия), причем средняя численность населения в единицах I уровня является практически самой низкой в регионе. Примерно треть от общего числа административно-территориальных единиц I уровня имеет численность населения менее 1500 человек, что является минимальным порогом, установленным законом для образования административно-территориальной единицы, а 89% единиц I уровня имеют численность населения менее 5000 человек.

Самый беглый анализ показывает сильную зависимость бюджетной обеспеченности и административных расходов от размера административно-территориальных единиц. Небольшие населенные пункты, как правило, собирают меньше доходов из местных источников для финансирования собственных расходов и характеризуются более выраженными фискальными дисбалансами, в то же время они выделяют больше ресурсов в виде доли местных бюджетов на финансирование административных расходов. Более того, только 10% административных единиц первого уровня могут покрывать свои административные расходы за счет собственных доходов.

Поляризация политической сцены

В этих условиях подавляющее большинство будущих мэров всех уровней в своей деятельности в качестве выборных членов органов местного самоуправления будут полностью зависеть от ассигнований из централизованного государственного бюджета, а значит, их самостоятельность в принятии решений будет резко ограничена этой бюджетной зависимостью. В этих условиях степень демократизации местного самоуправления в Республике Молдова крайне низка, что находит отражение и в процессе проведения местных выборов, когда избирательные списки обладателей бюджетных рычагов являются наиболее предпочтительными для претендентов на административные должности на местных выборах. Все эти проблемы подчеркивают важность комплексной административно-территориальной реформы, но которая так и не была проведена правительствами, объявленными европейскими.

В условиях нереформированной системы местного самоуправления избирательная кампания этого года в Молдове в целом характеризуется поляризацией политической сцены по принципу „один против всех”. Решительная победа ПДС на выборах 2021 года стимулировала очевидный отказ правящей партии от создания политических альянсов, вынудив всех остальных политических игроков - от правых до левых, пророссийских или проевропейских - стать активными оппонентами ПДС. Весь политический спектр Республики Молдова позиционирует себя в нынешней кампании как своего рода оппоненты действующей власти. Такая поляризация электоральной сцены происходит на фоне признаков снижения популярности властей, которые борются с последствиями войны в Украине - высоким уровнем инфляции после роста цен на топливо, газ и продукты питания, а реформа правосудия и борьба с коррупцией продвигаются мучительно медленно.

Дробление на несколько политических лагерей: Лагерь № 1

В то же время эта генеральная линия деления молдавского электорального поля дополняется еще одним базовым делением на политические лагеря электоральных конкурентов. Основной раскол носит геополитический характер, имеющий цивилизационное значение для дальнейшего развития Республики Молдова.

Первый лагерь представлен проевропейскими политическими партиями и независимыми кандидатами, включая правящую партию ПДС. С одной стороны, в эту группу входят политики, электоральная биография которых изменилась после сокрушительного поражения от ПДС на предыдущих парламентских выборах, и которые жаждут реванша. С другой стороны, в конкурентную борьбу вступили недавно созданные партии с амбициозными лидерами, стремящимися заявить о себе, но находящимися в процессе формирования территориальных структур и пока не имеющими широкую поддержку у электората. Для всех них характерно стремление потеснить несговорчивую ПДС с целью создания единого проевропейского политического полюса на молдавской политической сцене. Все оппоненты ПДС в проевропейском лагере критикуют власти за неэффективность политики европейской интеграции, утверждая, что их вклад в этом направлении будет, безусловно, более продуктивным.

К проевропейскому лагерю, по определению, относятся и унионистские партии, но и на этих выборах они демонстрируют неспособность извлечь уроки из предыдущих неудач на выборах, оставаясь разобщенными и имея слабое руководство.

Лагерь № 2

По другую сторону электоральной геополитической баррикады находятся промосковские политические партии, для которых местные выборы - это возможность начала процесса законного возвращения к власти с неизбежной сменой европейского вектора развития Республики Молдова. Эти политические силы уклоняются от открытого осуждения российской агрессии в Украине и обвиняют власти в компрометации двусторонних отношений с Россией в ущерб молдавским экономическим интересам. Ставка в этом предвыборном послании делается на традиционную привязанность значительных слоев молдавского общества к русофильским симпатиям, характерным, например, для зоны, населенной этническими гагаузами.

Лагерь № 3

На молдавском электоральном ландшафте появился третий лагерь политических игроков, который формально отделился от своих бывших коллег их пророссийских левых партий и теперь избегают открытой связи с интересами Москвы, используя проевропейскую риторику при формулировании своих предвыборных посланий. Эти силы особенно сильны в Кишиневе, где предвыборная борьба имеет чрезвычайно высокие ставки в связи с предстоящими президентскими и парламентскими выборами. Тот факт, что пророссийские партии уклонились от выдвижения квалифицированных кандидатов в борьбе за пост мэра столицы в Кишиневе, оставляет место для обоснованных подозрений о существовании скрытого сотрудничества между пророссийским лагерем и группой свежих ренегатов русофильских левых, маскирующихся в данный момент под проевропейцев. Не менее обоснованными являются подозрения в том, что это сотрудничество двух лагерей координируется и даже направляется извне.

Возможные серьезные последствия и иллюзия решений

На фоне такого электорального сотрудничества пророссийских сил в нынешней предвыборной кампании, отсутствие сотрудничества проевропейских сил, особенно на выборах в Кишиневе, необъяснимо с точки зрения политической целесообразности. Отсутствие дальновидности в подходе к местным выборам, демонстрируемое ПДС, особенно в Кишиневе, где позиции правящей партии особенно проблематичны, может иметь серьезные последствия не только для команды ПДС, но и для европейского курса Республики Молдова в целом. Возможный неудовлетворительный результат проевропейцев на местных выборах в этом году может подготовить почву для возрождения пророссийского курса в Молдове на предстоящих президентских и парламентских выборах. В данной ситуации особое значение будут иметь результаты выборов в Кишиневе, где проевропейские силы разделены и даже враждуют между собой. Важно, чтобы братоубийственная предвыборная война проевропейцев как минимум не поставила под угрозу перспективы второго тура в Кишиневе, если битва не будет проиграна уже в первом туре


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.