logo

Экзамены, политика и троллейбусные билеты


https://www.ipn.md/index.php/ru/ekzameny-politika-i-trolleybusnye-bilety-7978_1006672.html

«Вы воруете билетики, мы разворовываем бюджетики». Анализ IPN

Во времена первых дебатов вокруг новых условий организации экзаменов на степень бакалавра довелось стать очевидцем одной, достаточно распространенной сцены в троллейбусе. Эта повседневная микро-пантомима с участием пассажиров и кондукторов показалась мне очень показательной, как в плане сегодняшних настроений в молдавском обществе в целом, так и в плане страстей вокруг экзаменов на степень бакалавра в частности. С того дня прошло какое-то время, напряженность в связи с экзаменами только усилилась, но то впечатление никак не стиралось у меня из памяти. Скорее, наоборот.

Итак... Кишинэу, столица Республики Молдова. Ранний утренний час. В троллейбусе еще почти пустые. Пассажир, мужчина лет 60, скромно одетый, готовится выходить, а перед этим отдает кондукторше билетик, который она ему продала несколько остановок назад. Кондукторша, женщина под 30, механическим жестом принимает у мужчины билетик. Продолжается обычная троллейбусная жизнь. Это рядовое, в принципе, явление, неожиданно привлекшее мое внимание, имеет под собой слой социальной солидарности и основывается на знакомом многим выражении советских времен: "Государство ворует у нас, но и нам брать позволяет". Понятие "воровства" в этих случаях не используется и даже не подразумевается...

Уточню, между двумя "мимами" – двукратная разница в возрасте. Советского Союза давно уже нет. Почему же тогда эта форма "социальной солидарности" продолжает существовать, если кондукторша, как и добрая половина населения страны, практически и не жило в тот период или была еще детьми? Почему в результате всех наших исканий на протяжении двух с лишним десятков лет мы оказались там же, откуда начали свой путь? И, главное, не видно никаких шансов на то, что мы когда куда-то попадем, пускай все, от мала до велика, и повторяют, как мантру, лозунги, наподобие "хотим в Европу", "хотим жить, как в Европе", а самые "продвинутые" заявляют "хотим принести Европу домой". Как? С этим несчастным украденным билетиком? С посягательствами на масштабное воровство как со стороны представителей власти, так и со стороны населения? И те, и другие, все мы активно способствуем тому, что очень значительная часть денег, которая должна была бы попасть в бюджет, так никогда туда и не попадет. А тогда откуда взяться росту зарплат и пенсий? Каким путем прийти Европе в Молдову?

Ассоциация с экзаменами на степень бакалавра полная. Родители, учителя, родственники, чиновники и государственные лица берут и дают взятки по "святому поводу" экзаменов, некоторые категории умудряются даже выступить сразу в обеих ипостасях. Поговаривают, что и в нынешнем году, несмотря на все строжайшие меры, "сбор" за все экзамены на степень бакалавра составлял от 300 евро в сельской местности до 1000 евро в городах. Все это происходило на глазах у детей, а иногда по их просьбе. А потом все делают вид, что не замечают списывания на экзаменах, не замечают, что оценки "раздуты" почти вдвое, а уровень знаний "сдут" минимум втрое от необходимого и возможного уровня. Как, благодаря кому мы собираемся приводить домой Европу, с ее высоким уровнем жизни, если в своем поведении мы остаемся советскими людьми и продолжаем "плодить" советских и постсоветских граждан?

Понимаю и отчасти принимаю возможный упрек от "сторонников" разных форм подобной "социальной солидарности". И в самом деле, тяжело, или даже невозможно прожить на те зарплаты и пенсии, которые получает большинство граждан Республики Молдова. И каждый справляется, как может. Поэтому отчасти понимаю, в особенности старшие поколения людей, которым непросто менять менталитет и обыкновения. Но детей и молодежь мы не вправе делать пленниками деформированного взгляда на жизнь, потому что только с помощью адекватного, европейского подхода мы можем справиться с теми преимуществами и в то же время обязательствами, которые Европа выдвигает тем, кто желает жить в Европе.

Политика, политики и реформы

Чисто теоретически, наверняка каждый разделяет те же взгляды на роль молодежи в реализации шансов нашего общества на лучшие условия жизни у себя на родине. На практике, впрочем, мы видим проявления, и достаточно агрессивные, которые противоречат интересам молодого поколения. Атаки лже-защитников "прав детей" были направлены в частности на использование камер видеонаблюдения во время экзаменов на степень бакалавра, а обвинения, выдвигаемые в адрес авторов этой идеи, колебались от "громадного психологического стресса" до "бесчеловечных условий заключения". Естественно, "защитники" прекрасно отдают себе отчет в том, что этим детям, к моменту сдачи экзаменов на степень бакалавра, уже под 20 лет, и они достаточно свыклись с присутствием и необходимостью камер в торговых центрах и других общественных местах, которые нужны лишь для обеспечения определенных правил поведения. Естественно, они отдают себе отчет в том, что эти молодые люди должны быть готовы терпеть те же камеры и на действительно престижных учебных и рабочих местах, к которым они стремятся и которые обеспечат им качественно новый уровень обучения и жизни.

Почему же тогда противники камер действуют таким образом? На поверхности – два варианта ответа. Первый: они не видят разницы между политикой и политиками, в частности в области образования. Второй: они осознают эту разницу, но предпочитают руководствоваться строго политическими интересами. Второй вариант ответа представляется более близким к правде. Фактически, речь идет о простом механизме, об электоральном источнике, о привлечении новых сторонников, адептов и, соответственно, избирателей. Цель – широкая категория населения, в которую входят выпускники, сдающие экзамены на степень бакалавра, их родители и родственники, добрая часть учителей, функционеров и высокопоставленных чиновников, а также их родственники, которые, либо по обыкновению, либо потому, что "кормятся" на списывании во время экзаменов, предпочли бы сохранение прежней системы организации. Простые расчеты показывают, что в целом эта категория легко вбирает в себя от 100 до 200 тысяч человек, причем, все они с правом голоса. На последних парламентских выборах Партия коммунистов набрала 42 мандата, получив голоса 677 тысяч человек, а Либеральная партия – 12 мандатов и более 177 тысяч голосов. Приведены цифры именно этих формирований, потому что, во-первых, ПКРМ и ЛП набрали больше всех и меньше всех голосов среди парламентских партий, а, во вторых, обе партии выступили в качестве ярых противников использования камер видеонаблюдения в экзаменационных залах. Таким образом, только одна хорошо организованная "антикамерная" кампания способна обеспечить прохождение партии в законодательный орган, без необходимости каких-либо дополнительных действий с ее стороны, либо, соответственно, гарантировать парламентское большинство.

По результатам с экзаменов на степень бакалавра, но и по другим последовавшим знакам понятно, что камеры видеонаблюдения не были сами по себе целью. Похоже, они являются одним из элементов целого комплекса действий, направленных на конфигурацию концепции глубокой и принципиальной платформы в образовательной системе Молдовы, со средне- и долгосрочными эффектами. Это, возможно, важнейшая реформа, в которой нуждается сейчас наше общество. Помимо изложенных выше мотивов, касательно роли молодого поколения в европеизации жизни, надо вспомнить и еще об одном очень важном моменте: у Молдовы есть только один ресурс, который мог бы продвинуть ее вперед, и этот ресурс – квалифицированные кадры. Без этой реформы мы не сможем реализовать и две другие крайне важные реформы – реформирование юстиции и борьбу с коррупцией. Впрочем, уровень необходимости этой реформы сопоставим с уровнем ее непопулярности, и противники камер видеонаблюдения на экзаменах продемонстрировали это очень наглядно.

Сейчас важно, чтобы начатое в нынешнем году продолжилось в будущем, чтобы это поколение выпускников не оказалось дискриминируемым в плане результатов по сравнению с будущими выпусками, а также кандидатами на места в университетах и колледжах.

Несколько положительных моментов

На фоне всех этих политических дуэлей по поводу экзаменов на степень бакалавра, меня лично порадовало несколько знаков, пускай и хрупких, но хороших для перспектив реформирования образования.

Первый: Партии, не принявшие предложенные изменения в организации экзаменов на степень бакалавра, были в очевидном меньшинстве, в том числе и среди внепарламентских политических формирований. А это означает, что в обществе имеется определенное понимание, есть воля, в том числе политическая, менять ситуацию к лучшему.

Второй: Значительная часть молодых людей, сдававших экзамены на степень бакалавра, искренне и сознательно поддержали это "необходимое зло". Появилось даже движение молодежи в поддержку перемен в образовании. Так, в конце июня группа с показательным названием "Не списывай!" инициировала кампанию под столь же показательным девизом "Я выбираю быть честным!", посредством которой призывала всех граждан Республики Молдова сплотиться в поддержке улучшения образовательной системы в интересах наших детей и будущих поколений. "Посредством этой инициативы группа "Не списывай!" выражает поддержку модернизации образования и ратует за нетерпимость к списыванию на экзаменах. Экзаменационная система слишком сильно пострадала от злоупотреблений и коррупции, и такое положение дел надо менять, потому что мы не верим в старые методы", – эта идея инициативной группы заслуживает того, чтобы быть процитированной, даже если сформулировали ее пока не известные широкой общественности люди.

Третий: На днях я впервые увидел в троллейбусе "пантомиму", обратную повседневной. Так, кондукторша категорически отказалась от билетика, который хотела ей вернуть "солидарная" пассажирка... И хотя опять же вся сценка была бессловесной, надеюсь, кондукторша подумала что-то подобное: "Как требовать и как добиваться от властей, политиков, различных кланов и олигархов не воровать, если сами мы этим билетиком даем им такое разрешение? Ведь они не глупее нас, они как раз хитрее: "Вы воруете билетики, мы разворовываем бюджетики".

Понимаю, что это порочный круг, но ведь и из него существует выход. Кто знает, может, "Не списывай!" – только начало...

Валериу Василикэ, IPN