Высылка семи турецких учителей – это трагедия, которая продолжается уже два года, трагедия многих конкретных людей и конкретных семей, но и трагедия всего общества, которое допустило эту ситуацию и допускает, чтобы она и дальше развивалась в её нынешнем направлении. Что произошло, происходит и произойдёт в данном конкретном случае, а также с безопасностью молдавского общества, с молдавскими ценностями и с жизнью молдавского общества в целом – обсудили участники публичных дебатов „Два года со дня высылки турецких учителей: извлечённые уроки и уроки, которые следует извлечь”, организованных информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан сообщил, что 11 июня 2019 года Европейским судом по правам человека было вынесено решение по данному делу. И в этом постановлении было отмечено, что „лишение свободы турецких учителей представляло собой незаконную переправку людей с территории Молдовы в Турцию, в результате которой были проигнорированы все гарантии, предоставляемые национальным и международным законодательством”. Кроме того, ЕСПЧ отметил, что „в молдавском законодательстве прописаны выдворение и экстрадиция. Тем не менее, истцы были высланы посредством незаконной переправки, которая проигнорировала все гарантии, предоставляемые национальным и международным законодательством”. По словам эксперта, таковы понятия, которыми оперирует ЕСПЧ.
Он отметил, что национальное законодательство предусматривает, что „экстрадиция” представляет собой передачу другому государству лица, преследуемого или осуждённого в установленном законом порядке. По его словам, мы увидели, что нарушенными оказались и национальное, и международное законодательство. Кроме того, выдворение предполагает принуждение кого-то покинуть территорию страны. „Таким образом, мы видим разницу и увидели в решении ЕСПЧ, что молдавские власти, даже если они и усматривали некие угрозы для безопасности Республики Молдова, могли предоставить этим учителям возможность самим выбрать юрисдикцию, покинув Республику Молдова, чтобы защитить свои права. Всё предельно ясно”, - отметил Игорь Боцан.
Галина Туфекчи, супруга директора лицея „Orizont” из Чадыр-Лунги Феридуна Туфекчи, высланного из Республики Молдова два года назад, рассказала, что 6 сентября 2018 года во двор их дома проникли люди в гражданском. Они силой забрали её мужа и увезли его в неизвестном направлении, а ей запретили выходить из дома. Позже ей позвонил адвокат, сказавший, что в связи с произошедшим она должна подписать ряд документов. Она приехала в столицу и отправилась в аэропорт в надежде повидаться с мужем, но ей этого не удалось, потому что, по её мнению, всё было тщательно подготовлено к вывозу учителей из страны другими путями. Женщина вспоминает, как в аэропорту над людьми и их болью просто поиздевались, но они ничего не смогли сделать, потому что там в большом количестве присутствовали сотрудники силовых структур.
Затем она вернулась домой, надеясь, что её муж находится в Молдове, но через день-два она узнала, что турецкие учителя находятся в Турции, что их развезли по тюрьмам в тех регионах, уроженцами которых они являются. Галина Туфекчи говорит, что озвученная чиновниками цель заключалась в том, чтобы родственникам и родителям задержанных было стыдно за своих детей. „Но хочу сказать, что они должны гордиться детьми, которых они воспитали. Потому что все те учителя, которые были высланы – это люди чести, достойные и порядочные люди”, - отметила женщина.
Игорь Боцан уточнил, что имели место, как минимум, девять эпизодов. Всё началось с ареста в марте 2018 года директора кишинёвского лицея „Orizont” и его допроса в СИБ. Ещё один эпизод был в апреле 2018 года, когда все истцы запросили убежища в Бюро по миграции и убежищу (БМУ). Позднее, в сентябре 2018 года, семь преподавателей были задержаны, привезены в аэропорт и доставлены в Турцию чартерным рейсом. В рамках шестого эпизода семьи получили письма с решениями БМУ, в которых сообщалось, что просьбы заявителей о предоставлении убежища были отклонены. „Но интерес представляет седьмой известный нам эпизод. Перед этим Бюро по миграции и убежищу пришло к выводу, что истцы отвечают юридическим требованиям для предоставления им убежища в Республике Молдова. Интересно, что это бюро пересмотрело своё собственное решение после того, как было проинформировано спецслужбами о том, что эти люди представляют угрозу для государственной безопасности”, - пояснил эксперт. По его словам, позднее, в октябре 2018 года, представители истцов обратились в суд, но молдавская юстиция отказалась признавать их правоту. Последовал обвинительный приговор в ЕСПЧ.
Исполнительный директор Ассоциации Promo-LEX Ион Маноле считает, что произошедшее два года назад в Республике Молдова, являлось, прежде всего, чрезвычайно тяжким случаем и злоупотреблением правами семи человек. По его мнению, это стало позором и для всего общества, для всей страны, потому что этот шокировавший всех случай явился очень скверным прецедентом и оказался печальной, драматичной историей для репутации страны и общества.
По его мнению, в этом случае нельзя обсуждать соблюдение тех или иных процедур. „Основной проблемой здесь было противоправное нарушение всех существующих процедур. Особую тяжесть ситуации придаёт то, что эти процедуры были сознательно нарушены государственными учреждениями. То есть теми учреждениями, которым платят как раз за то, чтобы они стояли на страже этих процедур и законов и гарантировали их соблюдение. В такой стране нельзя ощущать себя в безопасности. В такую страну не могут прийти инвестиции. Из такой страны продолжают массово эмигрировать активные люди с экономическим и социальным потенциалом”, - отметил Ион Маноле. По его словам, в результате Республика Молдова лишилась семерых человек, которые соблюдали закон, были интегрированы в общество, а некоторые из них являлись молдавскими гражданами. По его мнению, каждый день их заключения лежит на совести граждан Молдовы, в той же мере, что и на совести тех, кто отдал указания об их высылке.
На дебаты были приглашены представители тогдашней правящей партии, но ни представители партии Pro-Moldova, ни представители Демократической партии Молдовы не нашли возможным принять в них участие.
Публичные дебаты „ Два года со дня высылки турецких учителей: извлечённые уроки и уроки, которые следует извлечь” стали 150-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемом при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.