logo

Что означает, для чего это необходимо и кого беспокоит дополнительная военная поддержка, оказываемая Европейским Союзом? Дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/chto-oznachaet-dlya-chego-eto-neobkhodimo-i-kogo-bespokoit-dopolnitelnaya-8004_1089745.html

На прошлой неделе с визитом в Кишиневе находился председатель Европейского совета Шарль Мишель. Одна из тем, обсуждаемая во время визита, касалась дополнительной военной поддержки, обещанной Республике Молдова Европейским Союзом. Заявления высокопоставленного европейского представителя вызвали неоднозначную реакцию, особенно со стороны представителей политического класса, от категорического одобрения до категорического отказа. Зачем нужна эта дополнительная помощь, кого и почему она удовлетворяет или беспокоит, обсудили участники публичных дебатов „Что означает, для чего это необходимо и кого беспокоит дополнительная военная поддержка, оказываемая Республике Молдова Европейским Союзом?”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан напомнил, что Соглашение об ассоциации является основным документом, подписанным Республикой Молдова с Европейским Союзом. Оно обеспечивает и развивает сотрудничество во всех областях, представляющих взаимный интерес, включая внешние аспекты и аспекты безопасности, а также внутренние реформы. Целями соглашения являются политическая ассоциация и экономическая интеграция Республики Молдова в ЕС, укрепление мира и стабильности в регионе и во всем мире, а также содействие и укрепление сотрудничества и диалога в области международной безопасности и т. д.

По словам эксперта, нейтралитет, в том числе государства Республика Молдова, представляет собой сложную концепцию международного права, а также политической сферы. По сути, это означает, что нейтральное государство не участвует в войнах между другими государствами. „Право на нейтралитет дает определенные права государству, которое провозглашает себя нейтральным. Например, оно запрещает любые нападения на территорию нейтрального государства со стороны воюющих сторон или прохождение по его территории любых войск, боеприпасов или припасов в интересах воюющих государств. Однако нейтральные государства имеют право на законную оборону, поэтому укрепление безопасности нейтрального государства является обязательством властей”, - пояснил Игорь Боцан.

Эксперт также сослался на понятие „оружие”, заявив, что „летальное оружие” - это общее название. „Ведь все виды оружия, используемые для уничтожения людей, особенно на войне, летальные. К ним относятся все типы, даже малого калибра, но также боеприпасы, бомбы, гранаты и т. д. Нелетальное оружие - это защитные боеприпасы, пуленепробиваемые жилеты, шлемы, камуфляжное снаряжение. Не относятся к категории смертоносного оружия и военная связь, а также любое оружие, которое нацелено, например, на дроны или другие цели, где нет людей”, - сказал он.

Директор программ Ассоциации внешней политики (АВП) Наталья Стеркул сослалась на важные документы, регулирующие молдавско-европейские отношения в области безопасности. „Речь идет о Диалоге на высоком уровне в области политики и безопасности, который был одобрен 28 октября 2021 года и инициирован 18 марта 2022 года, а также об Европейском инструменте мира / European Peace Facility. Важно и Соглашение между ЕС и Республикой Молдова о сотрудничестве в области управления границами между молдавскими пограничниками и Европейским агентством Пограничной полиции и береговой охраны (Frontex), подписанное 17 марта 2022 года”, - сказала Наталья Стеркул.

По ее словам, и международная правовая база призвана укрепить сотрудничество и диалог между Европейским Союзом и Республикой Молдова, в том числе военное сотрудничество. „Документы в этой области, подписанные или недавно выпущенные, в первую очередь обозначают определенные изменения, динамику, связанную с проблемой безопасности, которая имеет первостепенное значение и которая отмечается в регионе. Даже положения Соглашения об ассоциации касаются политики безопасности и сотрудничества между сторонами, четко обозначены области, в том числе о взаимопомощи, в первую очередь, для населения. Речь также идет о кризисных ситуациях и их управлении и т. д. В документе уточняется, что и Республика Молдова, и ЕС являются приверженцами территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова”, - уточнила директор программ.

Наталья Стеркул добавила, что в том, что касается соглашения о Frontex, то этот документ является чрезвычайно важным в нынешних условиях, поскольку речь идет о пограничном контроле. Ведь это соглашение предполагает инструмент и возможности для сотрудничества между молдавскими пограничниками и Европейским агентством Пограничной полиции и береговой охраны. „Это чрезвычайно важный компонент в условиях изменения контекста региональной безопасности. И, скорее всего, он также изменится в будущем с учетом конструктивных или деструктивных последствий конфликта в Украине. И здесь я имею в виду, кто будет победителем, и какие риски будут нести все ключевые субъекты, прежде всего в Черноморском регионе”, - сказала Наталья Стеркул.

Председатель Партии перемен Штефан Глигор отметил, что эта тема очень важна в контексте необоснованной, незаконной военной агрессии против Украины со стороны Российской Федерации, а также в контексте того, что Республика Молдова практически игнорировала свою армию в течение трех десятилетий, несмотря на военный конфликт, в котором погибли „сотни или даже тысячи людей”. „Мы были в социально-экономическом и политическом тупике на протяжении трех десятилетий, и наконец начали обсуждать и анализировать то, что нужно было сделать 20 лет назад. Республика Молдова не просто нуждается в этой помощи, а, более того, этой помощи недостаточно, критически недостаточно”, - заявил Штефан Глигор.

По его мнению, армия Республики Молдова очень слаба, плохо оснащена и обучена, за небольшими исключениями. И это потому, что в армии были обучены и тренированы определенные люди или группы. Речь идет о саперах, а также о войсках, подготовленных для миротворческих миссий. „Но я очень сомневаюсь, что армия Республики Молдова способна справиться с военным вторжением. У нас в Вооруженных силах Республики Молдова около 6 500 человек. Большинство из них - молодые люди, которые проходят срочную военную службу. Профессиональная составляющая армии мала, а зарплаты низкие. Мы не можем закрыть наше воздушное пространство, мы не можем даже на уровне Украины защитить себя от возможных атак с воздуха. У нас нет танков, у нас мало противотанкового оружия, более того, по некоторым данным, у нас также мало автоматического оружия”,- отметил Штефан Глигор.

Лидер Партии перемен добавил, что удивлен посредственностью политического дискурса в Республике Молдова в отношении вооруженных сил и безопасности. По его словам, нейтральное государство не является немощным с военной точки зрения. „Нейтральное государство не является частью военных коалиций, не проявляет агрессии, не присоединяется к другим государствам, которые вовлечены в военные операции или войне, но это не означает, что нейтральное государство имеет немощную, незрелую армию, неспособную защищать свою территорию и своих граждан. Повторяю, качество и содержание политического дискурса в Республике Молдова в отношении вооруженных сил абсолютно посредственные”, - заявил Штефан Глигор.

244-е публичные дебаты на тему „Что означает, для чего это необходимо и кого беспокоит дополнительная военная поддержка, оказываемая Республике Молдова Европейским Союзом?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.