logo

Что общего у фашизма, нацизма и сталинизма? Дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/chto-obshchego-u-fashizma-natsizma-i-stalinizma-debaty-ipn-8004_1096799.html

В эти дни отмечается День победы во Второй мировой войне. „В эти дни”, потому что существуют разные интерпретации истинной даты окончания этой войны. Согласно некоторым источникам, победа должна быть отмечена не 9 мая, а 8 мая, когда была подписана капитуляция гитлеровской Германии „первый раз”, а другая точка зрения ведет к августу 1945 года, когда на азиатском континенте закончились бои. В этом же контексте следует помнить, что 9 мая также считается „Днем Европы”. Конечно, большая часть молдавского общества выступает за то, чтобы 9 мая отмечался „День победы”. Ситуация практически такая же, когда речь идет о воюющих сторонах в этой войне. Большая часть молдавского общества искренне считает, что на стороне зла воевала нацистская, управляемая Гитлером Германия со своими союзниками, а на стороне добра воевал Советский Союз, возглавляемый Сталиным, вместе со своими союзниками. И очень мало людей готовы признать, что и гитлеровская Германия и сталинский Советский Союз несут одинаковую вину за начало этой мировой катастрофы. Откуда взялись эти разногласия в восприятии молдавских граждан и не только у них, обсудили частники публичных дебатов: „Что общего у фашизма, нацизма и сталинизма?”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что политическая идеология - это система представлений о политической жизни общества, отражающих его интересы и основана на общих видениях, идеалах и ценностях. С помощью этого инструмента политические партии и их сторонники объясняют свои действия, решения и приоритеты. „Конечно, идеологии имеют некоторые основные функции, о которых стоит упомянуть. Первая из этих функций это ориентирование. Этой функцией люди ориентируются в системе идеалов, взглядов, идей и ценностей любого социального движения или учреждения”, - отметил эксперт.

По его словам, другая функция - образовательная. Речь идет о том, чтобы делиться знаниями о политике с гражданами, их знакомство с политической культурой, формирование общественного сознания и т. д. „Еще одна функция идеологий - мобилизация. Это побуждает граждан выполнять задачи, возложенные на пропаганду. Пропаганда помогает распространять идеологию среди масс. Эта деятельность фиксирует политические взгляды и ценности в умах людей, следовательно, умножает количество последователей. Еще одна функция - привлечение новых сторонников. Эта функция создает позитивный образ политических линий, продвигаемой партиями, разделяющими соответствующие идеологии. А функция интеграции помогает широким сегментам людей объединиться в поддержку идей и целей, продвигаемых партиями, разделяющими определенные заявленные идеологии”, - отметил Игорь Боцан.

По его словам, политический режим представляет собой систему способов и методов достижения власти, которая отражается на правовом статусе граждан. На самом деле, по мнению эксперта, политический режим указывает на способ управления. Соответственно, определены три типа политических режимов. Первый-демократический, в котором граждане пользуются правами и свободами, участвуют в управлении страной, свободно избирают своих руководителей. Второй тип режима - авторитарный, права и свободы граждан снижены, а власти основываются на репрессивных инструментах, силовых структурах. И третий тип - тоталитарный режим, когда государство полностью контролирует общественную и частную жизнь, гражданские права и свободы максимально сокращаются, а методами управления становятся запугивание и насилие.

Научный сотрудник-координатор Института румынской филологии им. Б. П. Хашдеу МГУ, писатель Александру Космеску сказал, что основополагающие тексты трех доктрин – фашизма, нацизма и сталинизма – формируют ряд общих закономерностей. В частности, в каждой доктрине присутствует ряд черт, которые поразительно похожи.

По словам Александру Космеску, первая черта заключается в том, что они определяются как мировоззрения, которые претендуют на то, что объясняют реальность, но они претендуют и на руководство любым типом действий, а не только политическим. И каждый из них проявляет нетерпимость по отношению к любым другим мировоззрениям. Таким образом, фашистская борьба, нацистская и ленинско-сталинская борьба представляют собой борьбу мировоззрений. Каждое мировоззрение считает, что оно единственное должно существовать, должно продвигаться и далее, и нетерпимо к другим мировоззрениям”, - сказал он.

„Эта вещь присутствует на дискурсивном уровне в каждом из них. Большевистская нетерпимость - это то, чем гордились большевики. Гитлер называл это духовным террором, и понятие духовного террора приписывал любому мировоззрению, которое осознает свою внутреннюю ценность. Он приписывает это и христианству, и есть страницы, на которых Гитлер говорит почти с какой-то ревностью о том, что христианство было первым, единственным действительным мировоззрением в государстве, когда Константин объявил его официальной религией. И нацизм должен следовать тому же примеру и запрещать любые другие мировоззрения, бороться с ними и, если возможно, подавлять их”, - отмечает Александру Космеску.

Исследователь говорит, что другая черта представляет собой глубокий анти-индивидуализм, который присутствует в каждой из этих трех доктрин. „Согласно их доктрине, человек ничего собой не представляет, кроме как части целого. В случае фашизма речь идет о государстве, и именно оно составляет целое. Для нацизма индивидуум — это то, чем он является в соответствии с расой и нацией, к которой он принадлежит. Для марксизма индивидуум не имеет ценности без класса, к которому он принадлежит. Например, он пролетарий и несет в себе интересы пролетариата”, - сказал он.

Доцент, доктор исторических наук, заведующий Отделом современной истории Института истории Молдавского государственного университета Вирджилиу Бырлэдяну сказал, что в историческом смысле ведется целая дискуссия о природе нацистского и сталинского режимов. „В то же время с научной точки зрения дискуссии продолжаются уже много десятилетий, и, по его мнению, по этому вопросу, особенно в настоящее время в контексте войны, начатой Российской Федерацией против Украины, и всех ужасов, происходящих там, возобновилось обсуждение природы тоталитарных режимов. Что касается сравнения этих режимов, обсуждение очень сложное, и в этом смысле есть справочные исследования и монографии, к которым обращаются исследователи. Анализ тоталитарного коммунистического режима делает Стефан Куртуа, который описывает основные его элементы. Что касается сравнения двух режимов, то они не идентичны, но сопоставимы, есть много вещей, которые являются общими для обоих режимов”, - сказал Вирджилиу Бырлэдяну.

По словам лектора, Стефан Куртуа подчеркивает, что коммунизм на самом деле является формой тоталитаризма. „Кроме того, он показывает преступный характер этого режима. Он аргументирует, что коммунистические режимы совершили около ста миллионов преступлений по всему миру. Для этого режима есть некоторые характерные элементы, и, прежде всего, идеология и склонность контролировать все стороны человеческого существования, и, исходя из этого, используется насилие – все стороны контроля над обществом. Это привело к многочисленным жертвам, которые были в странах, где существовал этот режим”, - заявил Вирджилиу Бырлэдяну.

По его словам, есть и другие исследования, в которых авторы задаются вопросу о том, насколько сопоставимы эти режимы. „Есть элементы, которые показывают отличие между ними. Например, в случае нацизма этот режим возник в промышленно развитой стране с демократическими институтами через определенные механизмы. Это его специфический элемент по сравнению со сталинизмом, возникшим в другом контексте, в аграрной стране, с обществом, в котором не было демократических традиций. И возникают дискуссии, которые продолжаются и сегодня – насколько похожи эти два режима. Суть в том, что эти режимы не идентичны, но сопоставимы. И это отражено в документах, заявлениях и резолюциях Европейского Союза, других международных институтов, которые рассматривали вопрос относительно памяти и истории жертв тоталитарных режимов”, - отметил Вирджилиу Бырлэдяну.

По его мнению, для этих режимов характерен культ личности. „Они заимствовали друг у друга идеологию. Между ними было взаимное приятжение. Точно так же был период сотрудничества, особенно после заключения пакта Риббентропа-Молотова, экономического сотрудничества, которое вызывает много вопросов”.

9-е публичные дебаты на тему „Что общего у фашизма, нацизма и сталинизма?” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” были организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.