logo

Что мы праздновали и почему мы праздновали 23 февраля? Дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/chto-my-prazdnovali-i-pochemu-my-prazdnovali-23-fevralya-debaty-8004_1095504.html

24 февраля исполнился год с момента начала самой большой, самой жестокой и кровавой войны после Второй мировой войны – оккупационной войны Российской Федерации против украинского народа. Но накануне, 23 февраля, часть людей отметила День Советской армии, факт, который кажется циничным в обстоятельствах, когда эту жестокую и кровавую войну ведет законная преемница Советской армии - армия Российской Федерации. В чем тут противоречие и почему часть молдавского общества продолжает принимать чужую действительность, обсудили участники публичных дебатов: „Что мы праздновали и почему мы праздновали 23 февраля?”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что, когда говорят об армии, делается ссылка на вооруженные силы, созданные для защиты государств, у которых есть свои репрессивные органы. В случае Красной армии указ об учреждении был издан 28 января 1918 года. И совершенно случайно дата 23 февраля 1918 года считается Днем основания Красной армии. Якобы, в этот день началось массовое зачисление добровольцев в отряды Красной армии. До 1922 года День Красной армии не отмечался. Только в 1922 году при обстоятельствах, опять же, странных, было решено объявить эту дату днем празднования Красной армии, - отметил эксперт.

По его словам, после Второй мировой войны, в 1946 году название Красной армии было изменено на Советскую, а с 1949 года праздник переименовали – в День советской армии и военно-морского флота. После распада Советского союза, в ряде бывших государств-членов СССР 23 февраля стал отмечаться День защитника Отечества. „В Республике Молдова этот день с момента провозглашения суверенитета никогда не был праздником. Но традиционно этот день отмечали некоторые прослойки нашего общества”, - отметил Игорь Боцан.

Эксперт отметил, что армия России как армия-преемница Советской армии была учреждена Указом президента 7 мая 1992 года. Сразу же после распада Советского Союза в Российской Федерации считалось, что Советская армия должна стать своего рода общей армией СНГ. Но это было отвергнуто бывшими советскими республиками. Примером этого является то, что Национальная армия Республики Молдова празднует свой день 3 сентября, в день, когда был издан президентский указ о ее создании.

Доктор исторических наук, Институт истории МГУ Михай Цуркану считает, что неясно, почему 23 февраля 1922 года был выбран днем, чтобы отметить то, что произошло в 1918 году. „На самом деле, в 1918 году, и это не совсем счастливое совпадение для сегодняшних последователей и апологетов Красной армии, 23 февраля большевики подписали с Германией безоговорочную капитуляцию д. Они приняли без каких-либо условий обстоятельства, которых немцы продиктовали для подписания перемирия и которые фактически превратили Советскую Россию в колонию Германии. Конечно, через несколько месяцев последовало еще одно перемирие, капитулировали уже немцы, и условия мира между Советской Россией и Германией были отменены. Но тогда были созданы условия для того, чтобы большевики оставались у власти. Между прочим, принятие капитуляции было основным аргументом большевиков для того, чтобы остаться у власти. Это было целью капитуляции”, - отметил Михай Цуркану.

По словам историка, большевики пытались сохранить власть любой ценой, а именно из-за этого они создали Красную армию, которая до 1946 года называлась Красной армией рабочих и крестьян. „С самого начала это была сила, которая должна была удерживать большевиков у власти. Вначале, по сути, первые части Красной армии даже не состояли из этнических русских, большинство из них были латышами. Цель состояла в том, чтобы конкурировать с другими фракциями России, которые соперничали за власть и хотели заявить о себе как об основных политических силах и наследниках бывшего режима, а также управлять будущей судьбой России. В конце концов, из всех сил, участвовавших в этом соревновании, наиболее организованными, с одной стороны, но также и самыми жестокими по своим методам и стратегиям – с другой стороны, были большевики. Именно поэтому им удалось сохранить власть, и Красная армия была важным инструментом, используемым для этой цели”, - сказал доктор исторических наук.

Михай Цуркану говорит, что Красная армия стала известна во время Гражданской войны в России своими актами жестокости, геноцидом. В научных работах есть описания того, как Красная армия совершала эти действия геноцида, в том числе против евреев на Украине. Также описывается отношение Ленина к совершенным зверствам. Когда он читал эти отчеты, он не предпринимал никаких действий, а приказывал отдавать отчеты в архив и закрывал эти дела. „Я не знаю, можем ли мы сказать, что эти методы или тактика, используемые Красной армией, возникли в те годы и в тех обстоятельствах. Красная армия была правопреемницей царской армии. А царская армия не очень сильно отличалась методами и действиями от Красной армии. Достаточно вспомнить геноцид черкесского народа. В конце 18 века около 97% черкесского народа был фактически истреблен”, - сказал Михай Цуркан.

„Красная армия, как она сформировалась и развивалась, была сильно проникнута идеологическими условиями и обстоятельствами, в которых происходил ее процесс формирования. Мы не должны упускать из виду тот факт, что Красная армия была инструментом первого тоталитарного государства в истории человечества. Тоталитарного государства, которое углубило большинство всех тоталитарных практик идеологического, политического, духовного и военного контроля над населением на территориях, которыми оно управляло”, - добавил историк.

Писательница Мария Пилкин заявила, что для нее как филолога, Красная армия является синонимом великого террора – преступной власти государства, в данном случае СССР, над народами. „Меня всегда интересовала, как молдаване связаны с Красной армией, которая в конечном итоге связана со Второй мировой войной? Ведь мы даже не были свидетелями создания этого формирования. Я не знаю, нужно ли нам поддерживать это празднование Красной армии”, - отметила Мария Пилкин.

По ее словам, тот факт, что некоторые молдаване не знают, не понимают или не хотят понимать истинную правду или конфигурацию Красной армии в истории, проистекает из культивирования и прививки религии смерти, идеологии смерти и войны. Эта прививка применялась в течение 70 советских лет, но и позже. „И, кстати, с 2010 года в России очень сильно делался акцент именно на этом аспекте. Это инструмент для манипулирования, инструмент для удержания в состоянии паники, потому что в момент празднования Красной армии, люди думают о том, что на них могут напасть, что есть внешний враг, иногда и внутренний. И мы должны быть очень осторожны, смотреть в оба”, - отметила Мария Пилкин.

Мария Пилкин сослалась на свое стихотворение „Sunt femeia măritului Ceapaev” (Я женщина великого Чапаева), в котором драматично и иронично упоминает Красную армию. „Это игра слов. Потому что, с одной стороны, мы говорим об этом культе Красной армии в СССР, а с другой стороны, с детства помню определенный женский жаргон, о шутливом использовании понятия „красная армия”, которое на женском языке означало не армию Чапаева или великих генералов, дошедштх до Берлина, а физиологическое состояние, которое случается с женщинами раз в месяц. И этот языковой и ментальный аспект, говорит о советском обществе, потому что эта армия забрала бабушек и дедушек, родителей, любимых, жен. Продолжала забирать до Афганской войны. И я считаю, что все разочарования и страдания советских женщин были отражены в этом женском сленге”, - отметила писательница.

По ее мнению, когда кто-то из молдаван поздравляет кого-то с 23 февраля, говоря „поздравляю вас с мужским праздником”, возникает вопрос, а те, кто не празднует эту дату, имеют проблемы с мужественностью? „Мне это кажется унижением, даже среди самых ярых последователей. Я считаю, что антропологи и те, кто исследует менталитет, должны быть более внимательными к этим проявлениям”, - отметила Мария Пилкин.

4-е публичные дебаты на тему „Что мы праздновали и почему мы праздновали 23 февраля?” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.