logo

Безопасность Молдовы: Как сотрудничество с НАТО и ЕС вносят в неё свой вклад?


https://www.ipn.md/index.php/ru/bezopasnost-moldovy-kak-sotrudnichestvo-s-nato-i-es-vnosyat-v-7978_1027254.html

 

 


Молдавские власти смогут увеличить выгоды от сотрудничества с НАТО и ЕС, если выразят заинтересованность в осуществлении мер, в которых страна нуждается в приоритетном порядке (управление постконфликтными ситуациями, управление ситуациями, связанными со стихийными бедствиями, кибер-безопасность, охрана объектов стратегического значения – плотин, водохранилищ и т.д.)...

 

Дионис Ченуша
 

 

В Молдове тема сотрудничества с ЕС и НАТО в сфере безопасности малоизвестна или непопулярна. В целом, среди политических партий (в особенности – пророссийских), но и на уровне общественного мнения, сохраняется сдержанное отношение к участию Молдовы в международных операциях, независимо от того, являются ли они гражданскими или нет. И это в условиях, когда с 1997 года молдавские военнослужащие принимают участие в различных международных операциях (военно-гражданского характера), проводимых под эгидой ООН (Косово, Либерия, Кот-д'Ивуар, Судан и т.д.), ОБСЕ (Чеченская республика, Таджикистан, Украина и т.д.) и НАТО (Босния и Герцеговина). Недавно молдавские военные участвовали и в миссиях, осуществляемых Евросоюзом (в Центрально-Африканской Республике).

Во всех международных операциях Молдова участвует на основе предложения от президента, утверждаемого парламентом (Закон №219 от 3 декабря 2015 года, ст. 6). Но это никоим образом не затрагивает статус постоянного нейтралитета страны (ст. 11 Конституции РМ). На протяжении почти 20 лет Молдова участвует в операциях, координируемых международными организациями (ОБСЕ, ООН, НАТО). Это способствует обмену опытом и поддержанию навыков молдавских военнослужащих, никак не влияя на нейтралитет страны.

Мы говорим о безопасности и о той пользе, которую получает Молдова от сотрудничества с НАТО и ЕС. В условиях ограниченных финансовых ресурсов и стеснённых институциональных, людских и операционных возможностей, диалог с ЕС и НАТО является „спасательным кругом” для имеющей прорехи национальной безопасности.

Кроме того, Молдова является косвенным выгодополучателем двустороннего диалога между ЕС и НАТО, призванного дополнить существующие инструменты безопасности и помочь в решении возникающих в Европе кризисов.

Вначале о том, как ЕС полагается на НАТО

Сотрудничество между Европейским союзом (ЕС) и Организацией Североатлантического договора (НАТО) кажется естественным, учитывая, что в них входят практически одни и те же страны (22 государства). Таким образом, лишь 6 стран ЕС не являются частью военно-политического блока НАТО. Они имеют традиции нейтралитета (Ирландия, Австрия), являются самодостаточными в военном плане (Швеция), имеют гарантированное военное прикрытие (Кипр, Мальта) или избегают ухудшения отношений с Россией (Финляндия).

Сотрудничество между Евросоюзом и НАТО обрело конкретную форму в 2002 году, когда ЕС получил доступ к планированию возможностей НАТО для проведения собственных операций. В соответствии с договорённостями, известными под названием „Berlin Plus” и окончательно оформленными в 2003 году, Североатлантический блок согласился предоставить ЕС возможность использовать инструменты НАТО (оборудование, средства, секретную информацию) для осуществления контроля над операциями по управлению кризисами и иными типами военно-гражданских операций.

Параллельно с этим, ЕС активизирует свою политику в сфере безопасности. В результате, в 2003 году Евросоюз дал старт своей первой военной миссии – CONCORDIA, в бывшей югославской Республике Македония, а спустя год запустил ещё одну военную операцию – в Боснии и Герцеговине. В настоящее время ЕС координирует уже 11 гражданских миссий (Украина, Косово, Афганистан, Палестинские территории и т.д.) и 6 военных (Босния и Герцеговина, Мали, Сомали и т.д.).

В 2010 году, в соответствии со своей новой Стратегической концепцией, НАТО ставит акцент на идею укрепления партнёрства ЕС–НАТО, направленного на предотвращение и регулирование кризисов/конфликтов, а также на действия с целью постконфликтной стабилизации. После 2009 года, когда вступил в силу Лиссабонский договор, ЕС разработал более чёткую правовую и институциональную основу для решения вопросов безопасности. Так, одновременно с вызреванием Евросоюза в качестве игрока на международной арене, НАТО пересматривает своё стратегическое видение, делая упор на стратегическом партнёрстве между ЕС и НАТО. В 2012 году на саммите НАТО в Чикаго Североатлантический блок сделал заявление о том, что он разделяет с ЕС общие ценности (правовое государство, надлежащее государственное управление, права человека) и интересы (стабильность и безопасность в Европе).

Сегодня ЕС и НАТО поддерживают регулярный диалог по связанным с безопасностью вопросам. Взаимодействие между ними фокусируется на регулировании кризисных ситуаций, а также на развитии определённых общих возможностей. Экономический кризис и программы жёсткой экономии, принятые в большинстве стран-членов ЕС и НАТО, подталкивают их к ещё большей консолидации. Одновременно с ростом интенсивности и умножением кризисов на периферии Евросоюза и не только, последний рассчитывает на помощь и вмешательство НАТО. Неспособность ЕС решать проблемы в одиночку даёт новую жизнь идее о том, что блок НАТО необходим, даже если он и нуждается в обновлении. Кризис беженцев является наглядным примером ситуации, когда ЕС прибег к ресурсам НАТО. В этом смысле, в феврале 2016 года обе организации договорились о том, что военные корабли НАТО будут нести дежурство в Эгейском море, одновременно противодействуя переправке беженцев и нелегальных мигрантов. Такое сотрудничество будет распространяться и на другие аспекты безопасности.

Молдова рассчитывает на ЕС и НАТО

В плане безопасности Евросоюз и НАТО являются организациями, способными обеспечивать собственные потребности или помогать друг другу в целях реагирования на общие угрозы и риски. Кроме того, они в состоянии легко расширять свои ресурсы для оказания поддержки соседствующим с ними странам, которые в большей степени являются потребителями безопасности, нежели её поставщиками. С этой точки зрения, Молдова находится в выгодной ситуации, так как она ведёт сосредоточенный на вопросах безопасности диалог как с НАТО, так и с ЕС.

Отношения Кишинёва с НАТО начинаются в 1994 году, когда Молдова присоединилась к программе „Партнёрство во имя мира”. В 1997 году, при поддержке НАТО в научном плане, началось уничтожение химических веществ и пестицидов, оставшихся в наследство после распада СССР. Первый индивидуальный план действий НАТО–Молдова был запущен в 2006 году, с акцентом на реформирование сектора безопасности. В 2014 году молдавские военнослужащие впервые присоединились к военной миссии НАТО – миссии КФОР в Косово. Позднее, в июне 2015 года, комплекс мер по укреплению обороноспособности Молдовы был одобрен министрами обороны стран-членов НАТО. Таким образом, из чисто формальных отношений диалог с НАТО превратился в прочную основу для укрепления внутреннего потенциала и для заимствования передового опыта в сфере уничтожения пестицидов, уменьшения последствий стихийных бедствий и т.д.

Отношения с ЕС в сфере безопасности пока находятся на стадии налаживания. С одной стороны, это объясняется институциональными изменениями внутри ЕС, с другой –постепенным характером развития отношений между Молдовой и ЕС.

Соглашение об ассоциации, подписанное в июне 2014 года, предусматривает, что политический диалог Молдова–Евросоюз включает в себя сближение в сфере безопасности, углубление сотрудничества в области обороны, укрепление безопасности на основе международных форматов и вклад в действия по регулированию кризисов (ст. 3, 5, Раздел II). Соглашение охватывает расширение сотрудничества в области внешней политики и безопасности, конкретнее – в рамках Общей политики безопасности и обороны. В этом контексте Молдова внедряет положения Рамочного соглашения об участии в миссиях ЕС по урегулированию кризисов. В связи с этим, в июне 2015 года военный эксперт из Молдовы был откомандирован для участия в миссии ЕС по военному консультированию в Центрально-Африканской Республике. Кроме того, в октябре 2015 года Кишинёв предпринял шаги, необходимые для начала переговоров с ЕС о подписании соглашения по поводу обмена секретной информацией. Помимо этого, в последние годы, с момента подписания Соглашения об ассоциации, Молдова активно поддерживает заявления и общую позицию Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности (как правило, за исключением случаев, связанных с Россией).

Благодаря расширению связей с НАТО и ЕС, Молдове удаётся сократить разного рода давление на свою безопасность, но не устранить существующие риски и угрозы. Углубление диалога с НАТО и ЕС, диверсификация инструментов сотрудничества и „взаимосвязи”, а также повышение интеллектуальных и операционных возможностей властей страны, являются на данный момент единственным способом удержать национальную безопасность на плаву.

Вместо заключения...

Статус постоянного нейтралитета Молдовы не обеспечивает стране автоматически и её национальную безопасность. Нейтралитет может быть обеспечен лишь в том случае, когда власти и политический класс озабочены национальной безопасностью, тем более, что она связана со многими невоенными аспектами, такими как управление кризисными ситуациями (например, при стихийных бедствиях). Сотрудничество с НАТО и ЕС на всех направлениях безопасности требует большего внимания со стороны властей, учитывая сохранение прежних рисков и возникновение новых, нетрадиционных проявлений отсутствия безопасности (например, „гибридных войн”).

В вопросах безопасности, обороны и внешней политики Соглашение об ассоциации с ЕС, как и Индивидуальный план Молдова–НАТО, должны использоваться по максимуму. Кроме того, преимуществом для Молдовы (хотя и косвенным) является активизация отношений Евросоюза с НАТО, которые всё больше пересекаются и переплетаются между собой.

Молдавские власти смогут увеличить выгоды от сотрудничества с НАТО и ЕС, если выразят заинтересованность в осуществлении мер, в которых страна нуждается в приоритетном порядке (управление постконфликтными ситуациями, управление ситуациями, связанными со стихийными бедствиями, кибер-безопасность, охрана объектов стратегического значения – плотин, водохранилищ и т.д.). И, наконец, сотрудничество в сфере безопасности с НАТО и ЕС нуждается в надлежащем информационном освещении, без которого высокая легитимность среди населения и, соответственно, наличие достаточной политической поддержки – маловероятны.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.