logo

Беспокойство в преддверии саммита Восточного партнёрства


https://www.ipn.md/index.php/ru/bespokoystvo-v-preddverii-sammita-vostochnogo-partnerstva-7965_1085810.html

Несмотря на провозглашаемую Евросоюзом „надёжную поддержку” восточных партнёров, ЕС сдержанно относится к идее ускорения интеграции со своими более амбициозными соседями, что вызывает у них всё большее разочарование. Брюссель обеспокоен после совещания ведущих дипломатов, представляющих обе стороны Восточного партнёрства (ВП), проведённого 15 ноября в целях согласования политики в преддверии саммита глав государств ВП, который состоится 15 декабря, отмечает информационная сеть EURACTIV, цитируемая IPN.

По окончании совещания главный дипломат ЕС Жозеп Боррель опроверг предположения, согласно которым политика ВП находится „при смерти”, и заявил, что Брюссель уделяет всё большее внимание своим восточным соседям. Более того, они являются самой важной частью внешней политики ЕС.

Тем не менее, EURACTIV ссылается на одного из дипломатов стран Восточного партнёрства, выразившего разочарование в связи с тем, что до сих пор не обсуждался какой-либо проект итогового документа саммита. Его разработка является несколько деликатным делом после того, как в 2019 году попытка выработать общую позицию участников завершилась неудачей. Документ, призванный отметить и 10-летие создания ВП, был „понижен” до уровня заявления тогдашнего председателя ВП Федерики Могерини.

В связи с этим министр иностранных дел Румынии Богдан Ауреску считает важным принять через месяц „очень конкретное и чётко сориентированное совместное заявление, направленное в будущее”. Но времени больше нет, и восточные партнёры соглашения трактуют это так: „значит, никакого обсуждения не будет, и мы обязаны будем согласиться с тем, что напишет для нас ЕС”.

В этом контексте EURACTIV напоминает об „Ассоциированном трио”, которое, по мнению издания, получило слабую поддержку со стороны Комиссии. Судя по высказываниям главы европейской дипломатии, подходы ЕС не претерпят изменений. „Мы будем обсуждать вместе со всеми”, - отреагировал Жозеп Боррель на вопросы журналистов о месте „Ассоциированном трио” в рамках предстоящего саммита. Но когда Трио упоминают в одной связке с Арменией и Азербайджаном, которые являются историческими врагами и не намерены вступать в ЕС, это можно воспринимать лишь как дополнительную проблему к уже существующим.

В то же время, прибывший в понедельник в резиденцию Совета ЕС министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сообщил, что одним из ожиданий Киева от саммита Восточного партнёрства является „признание Ассоциированного трио”. Более новые страны-участницы ЕС из Центральной и Восточной Европы, а также страны Балтии, проявили более благожелательное отношение к тройственному формату. Министр иностранных дел Литвы Габриелиус Ландсбергис заявил, что его страна рассматривает „Трио” в качестве „хорошего способа для стран продвигаться вперёд по пути европейской интеграции”, и указал на различия, существующие в рамках формата ВП.

В этом контексте EURACTIV отводит особую роль Франции, которая „понимает, что в стране проживает влиятельная армянская диаспора, и не хочет выделять Армению [из ВП] из-за формата Ассоциированного трио”. Нацеленная на президентские выборы, предстоящие в апреле–мае следующего года, французская администрация не желает давать повод крайне правым для нападок на тему дальнейшего расширения ЕС на Эмманюэля Макрона, который, несомненно, будет баллотироваться в президенты. Маловероятно, что Париж поддержит идею ускорения для „Трио”, именно по причине настроений армянской диаспоры, численность которой, по разным оценкам, составляет 250–400 тысяч человек.

Проблема возможного блокирования „Трио” Парижем вполне реальна, учитывая, что к Франции, по принципу ротации, переходит шестимесячное председательство в Европейском совете. Информированные дипломаты говорят, что Париж вообще уделяет мало внимания Восточному партнёрству, и нет никаких доказательств того, что после выборов в этой стране ситуация может измениться.