logo

Автономия Прокуратуры. Кто должен назначать прокурора Гагаузии? Op-Ed


https://www.ipn.md/index.php/ru/avtonomiya-prokuratury-kto-dolzhen-naznachit-prokurora-gagauzii-op-ed-7978_1067116.html

«Предложенные Ириной Влах поправки в Закон Республики Молдова «О прокуратуре» предусматривают, что последнее слово в процедуре назначения прокурора Гагаузской Автономии остаётся за Народным собранием Гагаузии…». 
---

Башкан Ирина Влах выступила с законодательными поправками в «Закон о прокуратуре», которые расширяют влияние Народного собрания Гагаузии (НСГ) при процедуре назначения прокурора автономии. Ряд молдавских политиков раскритиковали законопроект, расценив его как желание официального Комрата подчинить себе региональную прокуратуру и даже как шаг на пути к федерализации. Критично осветили тему и близкие к ДПМ телеканалы. В самой же автономии настаивают, что инициатива не выходит за рамки имеющихся полномочий, а попытки увидеть в ней политический подтекст называют спекуляциями.

НСГ решает

Укрепление полномочий гагаузских властей при назначении прокурора автономии не входило в число предвыборных обещаний кандидата в башканы Ирины Влах. Тем не менее, именно такой законопроект стал её первой политической инициативой после переизбрания на второй срок. Как отмечается в пояснительной записке к документу, инициатива обусловлена тем, что полномочия автономии, закрепленные в Законе «Об особом правовом статусе Гагаузии», не нашли своё отражение в Законе «О прокуратуре», который был принят Парламентом в 2016 г.

В настоящее время кандидатура прокурора Гагаузии подбирается Народным собранием, после чего её должен одобрить Высший совет прокуроров Республики Молдова. Если кандидат прошёл проверку ВСП, то его утверждает в должности Генеральный прокурор. В противном случае, НСГ может либо выдвинуть кандидата повторно, либо предложить новую кандидатуру. При этом дважды отклонённый кандидат больше не вправе претендовать на эту должность.

Предложенные Ириной Влах поправки в Закон Республики Молдова «О прокуратуре» предусматривают, что последнее слово в процедуре назначения прокурора Гагаузии остаётся за Народным собранием. 

«НСГ, в случае отклонения Генеральным прокурором и/или Высшим советом прокуроров предложенной кандидатуры, в срок не более 20 календарных дней, на специальной сессии рассматривает обоснованность мотивов отклонения, и может повторно предложить ту же кандидатуру двумя третями голосов депутатов. Это предложение является для Генерального прокурора и ВСП обязательным», - отмечается в законопроекте.

Кроме того, башкан предлагает придать Прокуратуре Гагаузии статус юридического лица, а в её рамках образовать систему территориальных подразделений, включая Центральный отдел и три районных отдела в Комрате, Чадыр-Лунге и Вулканештах. Руководители последних должны назначаться приказом Генпрокурора по представлению прокурора Гагаузии, согласованному с НСГ. Самого прокурора АТО Гагаузия глава автономии предлагает включить в число руководителей Генеральной прокуратуры, тогда как действующая редакция закона причисляет к таковым только самого Генпрокурора и его заместителей.

«Это политическое действие»

Инициатива главы автономии, согласно процедуре, была направлена на утверждение в Народное собрание. Если законопроект получит поддержку гагаузских депутатов, то НСГ направит документ в качестве законодательной инициативы в Парламент Республики Молдова.

В самой прокуратуре Гагаузии от детальных оценок законопроекта пока воздерживаются. Зампрокурора автономии Руслан Караиван заявил в интервью гагаузскому телевидению (GRT), что вопрос назначения руководителя прокуратуры региона обсуждался всегда.

«Я думаю, что это относится к политическим действиям. Я не в праве комментировать. Как я понял, башкан направила поправки в Народное собрание. Когда НСГ будет обсуждать, мы увидим и определимся, какого рода эти поправки», - заявил Караинван.

Депутат НСГ и бывший прокурор Гагаузии Георгий Лейчу, считает поправки Влах «в целом» правильными и говорит о вероятной поддержке законопроекта со стороны депутатского корпуса.

«Некоторые предложения выходят за рамки, я буду об этом говорить, но в целом подтверждаю, что они вытекают из требований Закона «Об особом правовом статусе». Они могут подлежать еще доработке, дополнениям, но в целом идея правильная», - сообщил Лейчу для GRT.

«Две прокуратуры»

Ряд молдавских политиков и бывших чиновников критически восприняли предложения Ирины Влах, посчитав, что они идут вразрез с действующим законодательством. В частности, бывший министр юстиции Ион Пэдурару напомнил, как во время реформы юстиции в 1995-1996 гг. по требованию руководителей Гагаузии было решено назначать на должности судей первого и второго уровня, а также прокуроров только кандидатов, которых одобрило НСГ. Однако впоследствии Минюст обжаловал это в Конституционном суде, который расценил это положение законодательства как антиконституционное.

«Тогда общество приняло вердикт КС. Сейчас же идут попытки подчинить прокуроров властям Гагаузии. Посмотрим, как будут вести себя политики» – написал Пэдурару в своём аккаунте в Facebook.

В свою очередь экс-министр окружающей среды и экс-вице-председатель Либеральной партии Валериу Мунтяну заявил в соцсетях, что в случае принятия предложенных поправок, «в Молдове будут существовать две генеральные прокуратуры», и прокуратура Гагаузии, «с процедурной точки зрения будет подчиняться лишь политическим указаниям НСГ и башкана».

Он также предположил, что «в ближайшем будущем появятся и другие проекты законов, касающиеся Конституционного суда, Службы информации и безопасности, полиции», что нужно для «подготовки федеративного устройства Республики Молдова».

Примечательно, что инициативу Влах в критическом ключе преподнесли и в СМИ, входящих в медиахолдинг Демпартии. При этом акцент был сделан не на противоречиях национального и местного законодательств, а на «желании башкана установить политический контроль над прокуратурой автономии». В частности, телеканалы Prime и Publika выпустили репортажи о предлагаемых законодательных поправках с идентичным содержанием:

«Башкан Гагаузии Ирина Влах настаивает на безусловном утверждении предложенного ею кандидата на должность прокурора региона. Глава автономии считает, что Генеральная прокуратура и Высший совет прокуроров должны лишь согласиться с её мнением», - говорилось в эфире телеканалов.

Следует отметить, что в тексте законопроекта речь идёт только о полномочиях Народного собрания, а слово «башкан» ни разу не упоминается.

Сама Влах на попытки интерпретировать её инициативу отвечает без особых подробностей. Она заявила IPN, что законопроект вытекает «исключительно из дискуссий последних лет о полномочиях автономии, закрепленных в Законе «Об особом правовом статусе Гагаузии» в части работы прокуратуры». На просьбу высказаться относительно опасений Валериу Мунтяну, глава автономии заявила, что «не находит нужным комментировать спекуляции и политические фантазии бывших политиков».

Вячеслав Крачун