logo

„Ассоциированное трио” в рамках Восточного партнёрства. Дебаты в IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/assotsiirovannoe-trio-v-ramkakh-vostochnogo-partnerstva-debaty-v-ipn-8004_1082356.html

Месяц назад, на состоявшемся в Киеве совещании министров иностранных дел Молдовы, Украины и Грузии, был подписан документ под названием „Меморандум о взаимопонимании с целью сотрудничества по вопросам европейской интеграции”. Его можно считать очень значимым, поскольку он указывает на новые ярко выраженные акценты в поведении и притязаниях трёх перечисленных стран, связанные с европейской интеграцией. В то же время, в Молдове этап подготовки этого документа, как и этап, последовавший за его презентацией, сопровождались неоправданным спокойствием, более подобающим событиям рядового характера. Ключевые элементы этого меморандума, ту новизну, которую он несёт по сравнению с предыдущими периодами, а также атмосферу „спокойствия”, „скромности”, „отсутствия реального или просчитанного интереса” разъяснили эксперты, приглашённые на публичные дебаты „„Ассоциированное трио” в рамках Восточного партнёрства: необходимость, препятствия и вызовы для Молдовы”, организованные информационным агентством IPN.

Политолог, исследователь в Университете им. Юстуса Либига в Гисене (Германия) Дионис Ченуша считает, что Восточное партнёрство является важным аспектом европейской политики соседства, направлением, позволяющим сфокусировать внимание ЕС на Восточной Европе, а конкретно – на восточных соседях Евросоюза: Украине, Молдове, Беларуси, и на странах Южного Кавказа: Грузии, Армении и Азербайджане. Политолог отмечает, что старт этой инициативе был дан в 2009 году. „Помимо многоплановых аспектов, которые стремится внедрить эта инициатива, она подразумевает не только взаимоотношения ЕС с официальными лицами из шести стран, но и вовлечение других субъектов, таких как гражданское общество, местные власти, бизнес-сообщество, иные негосударственные субъекты. Помимо многоплановых отношений с участием шести стран, поддерживаются и двусторонние отношения, которые в случае Украины, Молдовы и Грузии являются многогранными и основываются на соглашениях об ассоциации, которые являются самыми амбициозными соглашениями из когда-либо подписанных ЕС с третьими странами”, - рассказал Ченуша.

По его мнению, возникла необходимость внедрить „ассоциированное трио”, эта идея обсуждалась уже давно, в силу существующего размежевания между странами-участницами Восточного партнёрства. „Только Украина, Грузия и Молдова внедряют Соглашения о политической ассоциации, одной из составляющих которых является либерализация торговли с ЕС. Следовательно, достигнута ключевая фаза дискуссий (которые ранее велись в основном в кулуарах) о том, что нужно сделать гораздо больше, чтобы попасть в ту часть Восточного партнёрства, где присутствует максимальный интерес к углублению европейской интеграции”, - сказал политолог.

По словам исполнительного директора Ассоциации внешней политики (АВП) Виктора Кирилэ, Меморандум является очень важным документом, но, по его мнению, презентация документа не была должным образом подготовлена, ни внутри Украины, Грузии и Молдовы, ни в самом ЕС. „Украина, Грузия и Молдова хотят возродить Восточное партнёрство, возобновить процесс политической, экономической интеграции, который, в конечном итоге, приведёт к их вступлению в ЕС. Соглашения об ассоциации, которые обязуются реализовать эти государства, не являются их конечной целью. Таков основной сигнал, адресованный государствам-членам ЕС. У других стран Восточного партнёрства (Азербайджана, Армении и Беларуси) есть иные заботы, помимо европейской интеграции”, - отметил Кирилэ.

По мнению исполнительного директора АВП, послание этого меморандума предназначено для внешних адресатов – государств-членов ЕС, но „для этого послания был выбран не самый подходящий момент. Это послание должно было сопровождаться весомыми аргументами, которые дали бы европейцам возможность поддержать эту идею. Но, к сожалению, в плане реформ Украина, Грузия и Молдова на данном этапе не могут предложить Евросоюзу необходимые аргументы для продвижения этой идеи. Успех этой декларации о намерениях зависит от ближайших событий в трёх странах. Относительно Молдовы имеются некоторые надежды, но пока это лишь надежды. Ожидается развязка после 11 июля”. По его мнению, присутствует желание поддерживать гораздо более масштабные отношения, отражением которых стали бы инструменты диалога с ЕС, и не только они. Трёхсторонний диалог присутствует и в случае ГУАМ, в состав которого входят все эти три страны: „На мой взгляд, меморандум является свидетельством о смерти ГУАМа” в его прежнем виде и возрождении посредством этого меморандума.

Политолог, эксперт по международным отношениям Ион Тэбырцэ считает, что меморандум является скорее декларацией о намерениях. По его словам, необходимы наличие определённого контекста или политической воли внутри этих государств. Учитывая геополитический аспект декларации, Тэбырцэ отмечает, что Российская Федерация проводит крайне агрессивную политику в постсоветских странах, и эти три государства, которые считались наиболее европейскими, сейчас в той или иной форме сталкиваются с тенденцией Российской Федерации к возвращению ею своих прежних геополитических позиций. „Во всех трёх государствах, помимо внутриполитической ситуации, действительно наблюдаются сложности с выполнением обязательств, взятых ими на себя в соглашениях об ассоциации, и тому есть как объективные, так и субъективные причины. Поэтому декларация трёх государств несёт в себе и геополитическое послание, означая попытку совместно справиться с угрозами, исходящими от Российской Федерации, и послать сигнал об их желании продолжить движение европейским курсом, а также о том, что их европейская повестка дня по-прежнему в силе”, - пояснил Ион Тэбырцэ.

По словам эксперта, это следует из первых пунктов документа, в которых говорится о европейских устремлениях, о суверенном праве. „Государства заявляют, что это они определяют собственный курс, а не какие-то посторонние страны. Также указывается на важность европейского курса, соответствующих инструментов и механизмов. Но сейчас ещё нельзя говорить о наличии у этих государств сплочённого механизма. Возможно, он появится в будущем, но при условии, что во всех трёх государствах у власти будут находиться амбициозные, проевропейские, реформаторские правительства, способные выполнять обязательства, взятые посредством соглашений об ассоциации. До тех пор будет очень сложно. Сейчас мы, во всех трёх государствах, подошли к некоему пределу в плане реализации соглашений об ассоциации (в меньшей степени это относится к Грузии): внедрение этих документов застопорилось во всём, что касается реформирования юстиции, борьбы с коррупцией и т.д.”, - утверждает Ион Тэбырцэ.

Публичные дебаты „„Ассоциированное трио” в рамках Восточного партнёрства: необходимость, препятствия и вызовы для Молдовы” стали 188-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”. Проект реализуется информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.