|
|
Дионис Ченуша | |
В то время, как антиправительственная оппозиция выступает за усиление протестов, центральные власти применяют несоразмерно законодательство о публичных собраниях (ПДС, 29 августа 2018) и эксплуатируют антиоппозиционный потенциал против протестов („Europa Liberă”, 27 августа 2018), которые значительно сокращают влияние протестов против ДПМ. Возможности опережения оппозиции представляются заниженными ограниченной прозрачностью властей, чья повышенное непредсказуемость отражается на качество управления, а также на отношения с внешними партнерами. Молниеносное принятие законодательства о добровольном декларировании, неожиданное аннулирование результатов выборов в Кишиневе (IPN, 25 июня 2018) или назначение дня парламентских выборов на февраль 2019 года показали, что, помимо контроля, осуществляемого за институтами, другим важным политическим тузом Демократической партии является способность синхронизации и приведения в порядок публичной повестки дня в соответствии с собственными интересами.
Занятие властей вопросами протестов внепарламентской оппозиции или унионистским движением (новое объединение Молдовы с Румынией) подтверждают тезис о том, что любой масштабный протест, организуемый неконтролируемыми актерами, доставляет определенные неприятности центральной власти. Очевидно, что они могут вызывать нежелательные отклонения от заблаговременно подготовленных ДПМ сценариев. Исходя их данных положений, единственный жизнеспособный политический инструмент внепарламентской оппозиции, состоящий из протестов, постоянно саботируют и стараются изолировать. Одновременно с этим, принимаются меры к приостановлению импорта протестующего духа из Румынии. Таким образом, силы по обеспечению общественного правопорядка, под предлогом законных положений, способствовали дезорганизации руководимых унионистскими силами манифестаций, которые были затем приобщены приближенной к ДПМ прессой к действиям по дестабилизации общественного порядка.
На фоне недавних действий по подрыву протестов, наблюдается настойчивое молчание относительно будущего оказания Молдове макрофинансовой помощи. В своих последних посланиях ЕС потребовал решения вопроса, связанного с признанием недействительными выборов в Кишиневе, после которого последовал отказ властей, которые оправдывались тем, что они не желают вмешиваться в независимость судебного сектора. Согласно существующих ожиданий на начало 2018 года, первый транш макрофинансовой помощи должен был быть выделен до осени. После признания выборов недействительными помощь может быть перенесена на послевыборный период, то есть на март 2019 года.
Протесты оппозиции беспокоят власти: Почему?
Так как мероприятия оппозиции игнорируются государственными институтами (Генеральной прокуратурой, полицией, Центральной избирательной комиссией), у нее нет другого выхода, кроме как провести акции протеста с целью распространения своих идей и требований, мобилизовать свой электорат и занимать соответствующую позицию по отношению к правящей партии. Следовательно, настоящие политика и столкновения вынуждены произойти на улице, имея в виду, что ПСРМ не представляет реальную оппозицию в Парламенте, а парламентская оппозиция (ЛДПМ, ПКРМ и др.) недостаточно сильна и популярна.
Как правило, протесты раскрывают уровень недовольства общества в сравнении с достижениями властей и затем они материализуются в специфических предвыборных требованиях. Сталкиваясь с низкой объективной популярностью, руководство страны стремится дискредитировать протесты с тем, чтобы стимулировать отрицательное субъективное отношение к оппозиции. Главную мысль, которую передают актеры из окружения ДПМ, состоит в том, что протесты оппозиции носят предвыборный характер и не пользуются поддержкой среди граждан. Проецирование подобного рода имиджа наносит вред внепарламентской оппозиции и отдаляет от нее еще не определившихся сторонников.
Даже после введения смешанного голосования в 2017 году, которое явно снижает шансы оппозиции и повышает шансы ДПМ и ПСРМ, антиправительственные протесты рассматриваются как опасность для политической стабильности нынешнего руководства. В результате, они интерпретируются неполностью или даже тенденциозно принадлежащей ДПМ прессой.
Опасность подорванных протестов
Любая форма ограничения и очернения протестов ограничивает возможность общения оппозиции внутри страны и за ее пределами. Раз социальная база протестов небольшая или сокращается, становится все больше невозможным, чтобы они были восприняты как тревожный сигнал европейскими институтами и другими внешними партнерами.
Незначительный размер протестов рискует привести к стагнации доверия к оппозиции, так как ее риторика не находит достаточного отражения среди граждан. Это может оказать отрицательное воздействие на имидж данных европейских институтов, поддерживающих позицию лидеров оппозиции (Майи Санду и Андрея Нэстасе) и, соответственно, реагируют на недостатки, достигнутые при правлении Демократической партии. Ведущим институтом, против которого лидеры ДПМ начали свое наступление, является Европейский Парламент, после принятия 5 июля 2018 года жесткой резолюции, в которой содержится требование приостановления оказания любой европейской помощи за невыполнение политических условий (IPN, 9 июля 2018 года).
Одновременно с дискредитацией протестов и, соответственно, с искажением требований оппозиции, ДПМ продолжает внедрять, в собственной манере, технические условия для оказания макрофинансовой помощи. Следующим шагом властей станет введение европейского вектора в Конституцию, намеченный на осень 2018 года, который отвлечет внимание внутренней и внешней общественности, а также европейских институтов от сущности антиправительственных протестов. Это возродит также геополитическое столкновение, обеспеченное президентом Игорем Додоном, который непременно выступит с евроскептическими идеями в связи с проведением Всемирного Конгресса семей (14-16 сентября 2018 года). Соответствующим наслоением событий власти попытаются укрепить свой имидж, а также начать соревнование за привлечение внимания общественности посредством сфабрикованных искусственным образом дел, при помощи которых протестующая оппозиция может уставать.
Вместо выводов…
Мощные протесты могут привести демократическим путем к отставке правительств, которые не добиваются значительных успехов и особенно тех, которые участвуют в совершении тяжелых преступлений. Проходящие в Республике Молдова акции протеста кажутся, что они находятся на посредническом этапе, если иметь в виду масштабы привлеченного в них человеческого капитала. Поэтому власти прилагают усилия для того, чтобы они сократились до незначительных размеров.
Власти стремятся к снижению уровня протестов и тем самым ущемить доверие к оппозиции извне, нейтрализовать ее силу убеждения в диалоге с ЕС. Мероприятия, направленные на срыв протестов, в том числе путем возможного пересмотра Конституции, могут быть полезными для властей, как для нейтрализации оппозиции, так и для компенсирования отрицательного влияния, оказанного переносом оказания ЕС макрофинансовой помощи.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.