logo

Анатол Цэрану: Существует сходство между воинственной политикой Российской империи и сегодняшним режимом Путина


https://www.ipn.md/index.php/ru/anatol-tseranu-sushchestvuet-skhodstvo-mezhdu-voinstvennoy-politikoy-rossiyskoy--8004_1096285.html

Действия России в Украине представляют собой преемственность воинственной политики, продвигаемой Российской империей на протяжении веков, и попытку вернуть бывшие исторические территории России. Такое мнение высказал доктор исторических наук, экс-посол Республики Молдова в Российской Федерации Анатол Цэрану и было изложено в ходе публичных дебатов на тему „Судьба окраин империй. Quo vadis, Молдова?”, организованных Информационным агентством IPN. По словам историка, Бессарабия пострадала в культурном и идеологическом отношении, поскольку провинция была частью Российской империи.

По словам Анатола Цэрану, историческая Россия, как и нынешний режим Путина, всегда имела империалистические амбиции. В прошлом Россия пыталась завоевать территории, чтобы получить доступ к проливам Босфор и Дарданеллы, теперь желает вернуть Украину в сферу российского влияния.

„Имперская логика предусматривает захват новых территорий и ресурсов. Когда империя теряет способность добавлять новые территории, начинается период ее упадка. То, что произошло в 1812 году, совпало с фазой роста Российской империи, она продолжала расширяться. Весь 19 век был периодом расширения Российской империи. Бессарабия была одним из элементов этого расширения. Для русских было важно захватить оба румынских княжества и добраться до Болгарии и проливов. Проливы Босфор и Дарданеллы были идеей-фикс расширения, поскольку предполагалось, что Черное море будет превращено в русское озеро. Между воинствующей имперской политикой Российской империи, Советским Союзом и тем, что сейчас делает режим Путина, существует большая близость. Они не скрывают, что война в Украине - это попытка восстановить то, что принадлежало исторической России”, - сказал доктор исторических наук Анатол Цэрану.

По словам историка, Бессарабия сильно пострадала от нахождения в составе Российской Империи после захвата ее территории в 1812 году. Духовная жизнь провинции была угнетена, были запрещены любые культурные связи с румынским пространством.

„С экономической точки зрения Бессарабия получила импульс развития. В 19 веке население Бессарабии значительно выросло. Население росло естественным образом, но также в результате миграции. Это были поселенцы из-за пределов империи и внутри нее, что радикально изменило этнический состав провинции. В контексте относительного экономического развития произошел настоящий регресс с точки зрения духовного развития местного населения. Это было связано с разрывом населения от его этнической матрицы. Кроме того, русские власти, чтобы остановить любые претензии на эту территорию со стороны Румынии, поставило железный занавес на реке Прут, максимально ограничив контакты между двумя берегами Прута, в первую очередь этнокультурные. И это оставило глубокий след в культурно-этническом развитии местного населения”, - добавил Анатол Цэрану.

По словам доктора исторических наук, несмотря на то, что под османской оккупацией территория между Прутом и Днестром была экономически сильно угнетена, турки не подавляли духовность местного населения. Российская империя, однако, подавила религию и духовность бессарабцев.

„Поскольку Бессарабия вошла в состав Российской Империи, церковная и религиозная жизнь подвергались очень жесткому регулированию со стороны царской администрации. В отличие от румынского пространства, где церковь имела высокую степень автономии, в России церковь была элементом государства, а свобода церкви была ограничена. В царской России не было патриарха, не было автономного руководства, церковь подчинялась Синоду, а Синод был государственным учреждением. С этой точки зрения Бессарабия оказала противоречивое влияние на состав Российской Империи на протяжении 105 лет”,- пояснил экс-посол Республики Молдова в Российской Федерации.


7-е дебаты на тему „Судьба окраин империй. Quo vadis, Молдова?” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.