logo

Анатол Петренку: Советский Союз был государством, основанным на страхе и шантаже


https://www.ipn.md/index.php/ru/anatol-petrenku-sovetskiy-soyuz-byl-gosudarstvom-osnovannym-na-strakhe-i-8004_1091611.html

Советский Союз был репрессивным государством, а целью массовых депортаций из Бессарабии было уничтожение интеллигенции и всех критиков режима. Об этом заявил историк Анатол Петренку, по словам которого в памяти коренных жителей образ русского оккупанта остался образом агрессора, который совершал на оккупированной территории одни только преступления – ситуация, схожая с той, что сложилась сегодня в Украине. Председатель Ассоциации историков Республики Молдова заявил в интервью информационному агентству IPN, что ностальгирующие по советскому периоду должны знать, что тогдашний режим был основан на терроре, страхе и шантаже, отмечает IPN.

Через два года после геноцида голодом 1946–1947 годов в Бессарабии началась новая крестьянская драма: 6 июля 1949 года была организована крупнейшая волна депортаций – операция под кодовым названием „Юг”. Более 11 тысяч семей, 40 тысяч человек, были вывезены в области Южного Казахстана, а также в Алтайский край, Курганскую, Тюменскую и Томскую области.

„Вторая волна депортаций произошла в 1949 году, когда люди уже пережили голод. В этом случае также главенствовали политический и идеологический факторы, связанные с коллективизацией сельского хозяйства. В Бессарабии в межвоенный период крестьяне получили в собственность вплоть до 6 гектаров земли. Когда в 1940 году пришла советская власть, земля была национализирована, но оставлена крестьянам для обработки. В 1949 году пришла вторая волна депортаций, обоснованием для которой стало то, что упомянутые люди были объявлены „эксплуататорами или кулаками”. В качестве причины была названа эксплуатация человека человеком. Боясь депортаций, люди написали тысячи заявлений о вступлении в колхозы. Советский Союз был государством, основанным на страхе и шантаже”, - сказал Анатол Петренку.

Преступная операция была организована в тайне, задолго до ночи депортации, говорит историк. Бок о бок с оккупантами действовали местные жители, перешедшие на сторону режима.

„Россия выиграла войну совместно с союзниками, с американцами, с Западом. Администраторы, прибывшие в Бессарабию в 1944 году, вели себя с чувством превосходства, как победители. Но их поведение было далеким от цивилизованного, они были пьяницами, сквернословили, воровали чужое имущество. Как сейчас это делает российская армия в Украине. В памяти людей остался негативный образ оккупантов. В Бессарабии существовали коллаборационисты – люди, которые встали на сторону советской власти и составляли списки депортируемых. В 1949 году списки составляли в примэриях. Этих коллаборационистов не простили. Это явление стало возможным потому, что это были люди, которые завидовали более зажиточным”, - пояснил председатель Ассоциации историков Республики Молдова.

Третья волна депортаций пришла в 1951 году и была направлена в основном против религиозных элементов, считавшихся потенциальной угрозой режиму. Операция под кодовым названием „Север” заключалась в переселении в Сибирь более чем 700 семей.

„Основания для третьей волны носили религиозный характер. „Свидетели Иеговы” – это люди, которые не голосуют, не приемлют воинскую службу, и советская власть решила их депортировать. На основании депортации „Свидетелей Иеговы” в списки были включены и представители интеллигенции, критики режима, те, кто настороженно относился к политике советского режима. Последствия этих депортаций были катастрофическими, потому что уехали лучшие хозяйственники. Были депортированы люди, которые поднимали сельское хозяйство даже в местах заключения. Ностальгирующим сегодня по тем временам нужно об этом знать. Они должны понять, что Советский Союз проводил репрессивную политику”, - сказал историк Анатол Петренку.

Интервью под названием „Массовые депортации как государственная политика и противоядие от ностальгии. Последствия депортаций тогда и сейчас” было проведено информационным агентством IPN в рамках проекта „100 лет под знаком СССР и 31 год без СССР: ностальгия по химерам”, реализуемого при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.