logo

Алла Мындыкану: Власть обращается к диаспоре, диаспора обращается к власти...


https://www.ipn.md/index.php/ru/alla-myndykanu-vlast-obrashchaetsya-k-diaspore-diaspora-obrashchaetsya-k-vlasti-7978_1015359.html

В этом году в Кишиневе впервые были организованы Дни диаспоры и Конгресс диаспоры, на котором были намечены цели на будущее. О том, насколько успешными были встречи молдаван, об их пожеланиях и о предстоящих парламентских выборах в интервью с председателем Молдавской общины в Квебеке, Канада, Аллой Мындыкану.

– В этом году правительство впервые организовало Дни диаспоры. Как вы оцениваете эту инициативу, и, насколько она полезна для представителей диаспоры?

– На этот раз события, связанные с диаспорой, организованы по-другому. Ранее конгрессы диаспоры проводились в октябре, однако в этом году мероприятие состоялось в августе, когда мы все празднуем День независимости и День румынского языка. Был организован не только конгресс, но и Дни диаспоры, которые включали в себя несколько мероприятий: конференции, художественные мероприятия в Комплексе „Ватра” с концертами и кулинарными событиями. В общих чертах было хорошо. Я думаю, что такая формула сохранится, потому что в августе многие приезжают домой и в Днях диаспоры могут принять участие не только делегаты конгресса, но и многие другие граждане, проживающие за границей, в том числе прибывшие на отдых дети. Дни прошли в особой атмосфере, а некоторые мероприятия, организованные представителями диаспоры, продолжаются и сейчас. Я имею в виду акцию Тамары Шкьопу из Великобритании, которая продвигает в Молдове здоровое питание и организует пикники на органических фермах в Республике Молдова.

Хотелось бы отметить и первый День открытых дверей в министерствах и парламенте, а также участие министров в семинарах, организованных в рамках конгресса.

Раньше было иначе, лидеры появлялись только на открытии, произносили несколько слов приветствия и уходили. На этот раз их присутствие было реальным, а это означает, что проект европейской интеграции Республики Молдова дает результаты.

Некоторые представители организаций диаспоры рассказали о нехватке книг на румынском языке, культурных центров и т.д. Другие даже попросили денег для решения таких проблем. В этой связи, как вы считаете, можно решать вопросы без того, чтобы прибегать к помощи такого бедного государства, как Республика Молдова?

– Я думаю, что акценты нужно расставлять иначе. Почти миллион человек уехало из Республики Молдова именно из-за бедности. В экономических проблемах государства не виновата диаспора. Напротив, большая часть семей, оставшихся дома, но и государство держатся именно благодаря переводам (более полутора миллиардов долларов ежегодно) тех, кто уехал. Что касается книг, традиций и национальной культуры, хорошо бы последовать примеру Румынии, которая заботится о продвижении имиджа страны за рубежом, о сохранении румынского языка и национальной культуры через представителей диаспоры, которая является живым носителем культуры и верным промоутером положительного имиджа страны. Эмиль Чоран сказал одну истину, которая касается каждого из нас, где бы мы ни находились: „Мы не живем в стране, мы живем в языке. Вот наша родина”.

В интересах государства всеми средствами сохранять язык, традиции, культуру и искусство в среде тех, кто уехал. Потому что круговая миграция предусматривает постоянную мобильность. А те, кто забывает язык и традиции, теряет всякий интерес к стране происхождения. Дети вырастают и уезжают и они, оставшиеся дома родители умирают. Ломаются родственные и дружеские отношения. Теряет не только национальная культура и традиции, теряет все общество.

Румыния поняла это. Через Румынский культурный институт, открытый в 20 крупных столицах, румынское государство поддерживает в полной мере сохранение румынской культуры и традиций, поддерживает школы, библиотеки, организует выставки живописи, концерты для членов диаспоры и т.д.

Диаспора не требует денег, она требует поддержки, чтобы в этой бескорыстной деятельности по продвижению национальных ценностей государство было рядом. Поэтому, если в национальном бюджете можно было бы найти средства для создания культурных центров, пусть и очень маленьких, можно было бы решить многие проблемы в городах, где диаспора многочисленна и, где большое число детей. Румынские и молдавские издательства с удовольствием предоставили бы книги, можно было бы найти и спонсоров, как местных, так и зарубежных.

Иногда у меня создается впечатление, что те, кто остается дома, в меньшей степени патриот, чем те, кто уехал, кто сохраняет и пропагандирует национальные ценности за свой счет, в свое свободное время. Они делают это от души, из желания сохранить традиции, язык, обычаи, но никто не может их обязать сделать это. Эта работа добровольная. Я хотела бы спросить у тех, кто дома: сколько времени тратит каждый на добровольную работу для своей страны? Я не имею в виду проекты, финансируемые из-за рубежа. Сколько людей организует культурные или благотворительные мероприятия для детей просто так, из благих побуждений?

Я приехала с канадским опытом, где добровольная работа на благо сообщества высоко ценится и поддерживается обществом. Меня обрадовало бы, если национальные проекты по сохранению культуры за пределами Республики Молдова нашли бы понимание и поддержку в молдавском обществе.

В контексте подписания и ратификации Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и ЕС, каков имидж Республики Молдова среди представителей диаспоры? Стала страна более привлекательной, чтобы они вернулись?

– Прошло слишком мало времени с момента подписания соглашения, чтобы можно было комментировать что изменилось, но диаспора следит с большим вниманием за процессом европейской интеграции Республики Молдова. Подписание соглашения является важным событием, но оно еще не означает интеграцию в ЕС. Отношение диаспоры к Европейскому союзу положительное, это было видно на конгрессе. Европейская интеграция рассматривается диаспорой как единственная возможность развития и прогресса для Республики Молдова.


Какое событие года стало знаменательным для молдавской диаспоры?

– Помимо подписания и ратификации Соглашения об ассоциации, по моему мнению, большое и положительное влияние на европейскую диаспору имела либерализация визового режима, что позволило многим семьям встретиться после многих лет разлуки. Это достижение правительства, полученное многочисленными усилиями и профессиональным подходом, останется в истории. Ни Грузия, ни Украина не смогли этого достичь.

Даже молдаване, уехавшие в последние годы в США и Канаду, могут получить биометрические паспорта и „сбегать” к родственникам в Италию, Испанию, Францию, и не терять время и деньги на визы.


  На конгрессе был представлен вариант Стратегии „Диаспора-2025”, которая в целом направлена на возвращение молдаван домой, не только физическом, но и финансовом. Предполагается, что диаспора будет инвестировать в открытие новых предприятий и принесет с собой в Республику Молдова полученный за рубежом опыт. Как вы думаете, поверят представители диаспоры в юридическую, финансовую и политическую сферу, чтобы инвестировать в ближайшие годы?

–  Бизнесмены из диаспоры, как и любые другие инвесторы, зарубежные или отечественные, будут инвестировать в Республике Молдова, если судебная система будет реформирована, если будет обеспечена безопасность инвестиций, если будет уничтожена коррупция. Я считаю, что диаспору не нужно рассматривать отдельно в этом смысле. В момент, когда любой гражданин будет иметь благоприятные условия для инвестиций, деньги придут. Я слушала на экономической конференции, организованной в рамках Дней диаспоры, выступления молодых людей из диаспоры, которые предложили очень хорошие инвестиционные идеи. Посмотрим, сможет ли Республика Молдова оценить идеи и знания этих молодых людей.

 
 Как вы оцениваете призыв властей поддержать европейский курс Республики Молдова своим голосом на осенних выборах?

– Власти обращаются к диаспоре, а диаспора обращается к властям. Делегаты конгресса единогласно приняли обращение, в котором призвали партийных лидеров, депутатов, министров и рядовых членов проевропейских партий сохранить единство и сплоченность в их деятельности, участвовать в выборах единым списком, чтобы продемонстрировать, что политическая воля в достижении цели европейской интеграции сильнее, чем личные амбиции и узкие интересы.

Делегаты предупредили власти, если их призыв не будет услышан и понят, то диаспора может и не участвовать в выборах.

Лидеры проевропейских партий должны проявить сейчас максимальную ответственность. Последствия внутренних конфликтов, инициированных изнутри и снаружи, могут оказаться драматичными, и ответственность за результаты может лечь на плечи правления.

28 ноября 2010 года проевропейские формирования получили 80-85% голосов диаспоры. Мы бы хотели, чтобы и в этом году был получен тот же результат. Если положить на весы европейское будущее и личные амбиции, думаю, всем ясно, в какую сторону должна склониться чаша весов.

Но если лидеры не договорятся между собой, если продолжатся конфликты внутри команд, если подозрения в коррупции на самом высоком уровне сохранится в обществе, если те, кто доказал эффективность и пользуется поддержкой со стороны избирателей, как в Республике Молдова, так и за ее пределами, не будет включен в списки на заслуженном месте, то диаспора не выйдет на избирательные участки. И это произойдет не потому, что делегаты конгресса будут продвигать идею неучастия, а потому, что граждане, которые в какой-то момент поверили проевропейской власти и оценили совместные усилия всех ее компонентов и достижений, о которых мы говорили выше, разочаруются и не поверят обещаниям. И тогда выиграют те, кто выступает за Таможенный союз, что будет означать огромный регресс.

Катастрофы можно избежать, если лидеры партий проявят зрелость и ответственность. Я настроена оптимистично и надеюсь, что смогу принять участие через два года в новом конгрессе диаспоры, на котором сможем с гордостью констатировать существенный прогресс в правовой, экономической и социальной реформе, а также в реализации европейской интеграции Республики Молдова.

Алина Марин, IPN