logo

2022-й – год геополитических кризисов. Op-Ed Виктора Пелина


https://www.ipn.md/index.php/ru/2022-y-god-geopoliticheskikh-krizisov-op-ed-viktora-pelina-7978_1087081.html

Иначе отголоски недавних политических кризисов в странах так называемого Евразийского экономического союза станут слышны и в Республике Молдова. Для этого и была разработана и концепция дестабилизации постсоветского пространства…
---


Возвращение к зонам влияния через хаос и дестабилизацию...

В 2021 году постсоветское пространство потрясла серия кризисов политического, экономического, пандемического, энергетического и иного характера. 2022 год обещает стать годом гораздо более опасных вызовов. По всей видимости, он станет годом геополитических кризисов, которые усугубят последствия прошлогодних кризисов. Повестка на 2022 год была обозначена ещё в ноябре 2021 года бывшим советником президента России Владимира Путина, автором и поборником концепции суверенной демократии Владиславом Сурковым. Свой программный манифест идеолог озаглавил „Куда делся хаос? Распаковка стабильности”, приведя аргументы в пользу того, что ради политической стабильности в России эта страна должна дестабилизировать своих соседей, экспортируя хаос в бывшие советские республики, которые должны находиться под контролем прежней метрополии. Таким образом, оправданием для установления авторитарного режима так называемой суверенной демократии должно стать восстановление величия имперской России посредством расширения контроля над постсоветским пространством. Чётко, доходчиво, без обиняков.

Имперская концепция путинского идеолога является несколько забавной, хотя и очень опасной. Используя научные термины, Сурков расширил применение таких теоретических концепций, как возникновение порядка из хаоса, разработанных для описания явлений, характерных для неодушевлённой материи, на социально-политические явления. Намеренно, или, возможно, по глупости, игнорируется тот факт, что человеческие общества являются не механическими наборами неодушевлённых частиц, а иерархическими структурами, состоящими из живых людей, у которых есть эмоции, интересы и осознанные устремления, отличающиеся от российских. Целью этой дешёвой манипуляции является убедить общественность в том, что российские имперские рефлексы имеют под собой прочное научное основание. Чтобы оправдать свою концепцию, имперский идеолог приводит нам следующий пример: „Имперские технологии эффективны и сегодня, когда империи переименованы в сверхдержавы. Крымский консенсус – яркий пример консолидации общества за счёт хаотизации соседней страны”.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что, используя примитивные методы пускания пыли в глаза за счёт псевдонаучных конструкций, оправдываются имперские притязания, которые, якобы, абсолютно естественны, и которых невозможно избежать. В этом контексте, всего лишь примерно через месяц после выдвижения концепции дестабилизации постсоветского пространства, Министерство иностранных дел (МИД) России ультимативно озвучило официальные притязания на постсоветское пространство, настаивая и на финляндизации Центральной и Восточной Европы. В этой связи Россия предложила США и НАТО фактически вернуться к зонам влияния, подобно ялтинской и потсдамской моделям. В соответствии с вышеупомянутыми притязаниями, США и НАТО должны предоставить России гарантии безопасности и комфортные условия в процессе экспорта хаоса в постсоветские республики с целью их дестабилизации и последующего подчинения её интересам. Ультимативный характер российских инициатив был подтверждён угрозой прибегнуть к военным и военно-техническим мерам, если США и НАТО не удовлетворят выдвинутые требования.

Ответ Запада на империалистические притязания

Уже 10 января 2022 года представители России и США провели в Женеве переговоры, посвящённые российским предложениям. Крайне сдержанный пресс-релиз МИДа России позволяет нам понять, что притязания России не были одобрены американской администрацией: „С российской стороны подчёркнута необходимость обеспечить правовой, юридически обязывающий характер соответствующих гарантий, прежде всего недопустимости дальнейшего расширения НАТО”. Это всё, чего Россия сумела добиться на переговорах – вновь подчеркнуть свои притязания, воздержавшись от шантажа.

С другой стороны, представитель США на женевских переговорах более подробно разъяснил отношение американских властей к российскому ультиматуму:
 

  • странно, что Россия требует гарантий безопасности на фоне развёртывания более чем 100 тысяч военнослужащих вдоль границ Украины, после того, как она вторглась в эту страну в 2014 году и продолжает подпитывать войну в Донбассе, которая уже унесла свыше 14 тысяч жизней;
  • именно действия России провоцируют новый кризис не только в случае с Украиной, но и во всей Европе. Одна страна не вправе силой менять границы другой, не вправе навязывать другой стране принципы проведения внешней политики или не вправе запретить другой стране выбирать подходящие для неё альянсы;
  • если Россия вторгнется в Украину, это обернётся для неё значительными издержками, гораздо большими, чем те, с которыми она столкнулась после 2014 года.
     

Представитель США также счёл нужным отметить, что в отношении российских притязаний его страна исходит из основных принципов международной системы, которые ранее, в разные годы, были признаны Россией. Но, несмотря на свою твёрдую позицию, США желают добиться возможного реального прогресса дипломатическим путём, и этот желанный прогресс достижим лишь в атмосфере разрядки, а не эскалации, в связи с чем России следует серьёзным образом включиться в дипломатические переговоры, сфокусированные на разрядке ситуации, которую она намеренно обострила.

В этом контексте должны состояться и другие переговоры представителей России с НАТО, а также переговоры на площадке ОБСЕ. Тем не менее, уже понятно, что высказанная Соединёнными Штатами позиция станет основной, в ходе упомянутых переговоров она лишь будет детализирована и скорректирована. В таких обстоятельствах, если имперские демарши России не являются банальным блефом, в этом году нам следует ожидать осуществления угроз прибегнуть к военным и военно-техническим мерам для реализации заявленных притязаний на дестабилизацию постсоветского пространства.

Выводы

Аксиома гласит, что авторитарные коррумпированные режимы вынуждены прибегать к обострению отношений с соседями. Такие действия необходимы им для обоснования репрессивных мер в отношении собственных граждан. Самые красноречивые примеры этого мы наблюдаем прямо сейчас. Белорусский режим Лукашенко недавно организовал крайне опасные провокации на границах Польши и Литвы, вызвав гуманитарный кризис с привлечением беженцев с Ближнего Востока. В настоящее время авторитарный режим в Казахстане лжёт общественности о нападении иностранных террористов на эту страну, чтобы оправдать российское военное вмешательство, призванное спасти коррумпированный олигархический режим. Поэтому неудивительно, что режим президента Путина, уничтожив любую оппозицию в своей стране и жестоко подавив гражданские права, стремится обрести легитимность, ссылаясь на мнимую внешнюю угрозу со стороны Украины, НАТО, США и т.д.

В сложившихся обстоятельствах очевидно, что попытка дестабилизировать Республику Молдова будет предпринята через энергетическую зависимость страны от России и посредством возможных провокаций тираспольского сепаратистского режима. Молдавские власти и политический класс страны должны очень чётко сформулировать своё отношение к притязаниям России на дестабилизацию ситуации в регионе, приняв все необходимые меры, чтобы выстоять. Иначе отголоски недавних политических кризисов в странах так называемого Евразийского экономического союза станут слышны и в Республике Молдова. Для этого и была разработана и концепция дестабилизации постсоветского пространства.