Европейская интеграция Молдовы, реформирование Армении и расчёты России

 

 


В отличие от Молдовы, где ЕС безоговорочно поддерживает как можно более эффективную антикоррупционную политику, в Армении для России присутствует соблазн препятствовать усилиям администрации Пашиняна по демонтажу коррупционных практик, особенно если к ним причастны лица, близкие к Кремлю...

 

Дионис Ченуша
 

Намерения и действия политических элит Молдовы и Армении в отношении России раскрывают ряд изменений, связанных с перезагрузкой российских интересов. С одной стороны, многовекторная политика президента Игоря Додона, относительно спокойная в отношении ЕС (IPN, 23 апреля 2018 г.), находит своё отражение в сигналах любопытства, проявляемого российским бизнесом к Соглашению об ассоциации Молдова–ЕС. С другой же стороны, антикоррупционные инициативы властей Армении, с 2015 года являющейся членом Евразийского экономического союза, тревожат верхний эшелон российского руководства, поскольку эти инициативы затрагивают людей из транснациональной системы клиентского типа, связанной с лицами, принимающими решения в России.

Вереница кризисов, через которые пришлось пройти правовому государству в Молдове, в частности, в 2014–2018 годах (кража из банковской системы, признание недействительными выборов в июне 2018 года и т.д.), возвышение Партии социалистов, лояльность, демонстрируемая президентом Игорем Додоном, и совпадение интересов Социалистов с Демократической партией, преподносят Молдову в благоприятном для России свете. Молдавские реалии показывают пониженную эффективность трансформационной способности Соглашения об ассоциации, что подтверждается резолюцией Европарламента от 5 июля 2018 года и антиевропейской агрессивностью властей Молдовы (IPN, 9 июля 2018 г.). Отсутствие прогресса в расследовании уголовных дел, связанных с Молдовагаз, около 50% акций которой контролирует Газпром, а также продвигающийся с трудом судебный процесс в отношении судей, причастных к „российской прачечной” (18 миллиардов USD в 2010–2014 гг.), повышают привлекательность Молдовы для коррумпированных групп из окружения президента России. Дефицит протестного духа в обществе, постоянная нейтрализация политической оппозиции и склонность к договорённостям с целью сохранения статус-кво, также относятся к характеристикам молдавской политики, совместимым с сущностью российской политической системы.

Кроме того, в то время как молдавские власти терпят фиаско в плане проведения реформ с заметными результатами, которые укрепили бы европейский курс страны, новые лидеры Армении инициировали реформы, которые противоречат логике лидеров Евразийского союза (Atlantic Council, 15 августа 2018 г.). Чем амбициознее становятся усилия руководства Армении побороть правовую безнаказанность, которая на руку прежней элите, тем больше у России растёт ощущение возможного дистанцирования Армении от неё. Несмотря на ограничения и зависимость от Москвы (денежные переводы армянских мигрантов, безопасность в военном плане, поставки природного газа и т. д.), премьер-министр Никол Пашинян отдаёт предпочтение осуществлению ожиданий граждан Армении, не учитывая пожеланий России. Это усиливает ощущение, что позитивные движения во внутренней политике Армении могут неизбежно привести к качественному изменению её внешней политики, которое также затронет диалог с Россией.

Доступность Молдовы на фоне неработоспособности правового государства

Увеличение экспорта в ЕС (более 65% от совокупного объёма в 2017 году) и функционирование механизма предоставления молдавского гражданства в обмен на инвестиции (введённого в 2018 году), являются мощным стимулом для российской деловой среды. Сохранение высокой интенсивности западных санкций, как индивидуальных, так и секторальных, наносит ущерб экономическим интересам российских олигархических групп. Правомочность наложенных на Россию санкций вытекает из её причастности к отравлению химическими веществами на территории Великобритании (дело Скрипалей) посредством российских спецслужб, из доказательств вмешательства России в президентские выборы в США, из сбития ею гражданского авиарейса MH17 и её участия в милитаризации сепаратизма в Донбасском регионе. Отказ от ответственности и продолжение этих действий ведёт к сохранению в силе прежних санкций и введению новых, которые ограничивают привилегии российских экономических элит, необходимые для выживания режима Владимира Путина. По этим причинам некоторые экономические группы в России не могут позволить себе пренебрежение механизмами, предоставляемыми нынешней молдавской конъюнктурой (дешёвое гражданство, благоприятный торговый режим с ЕС, в том числе для приднестровского региона).

Дополнительным стимулом является, с одной стороны, отсутствие сильной судебной системы, продемонстрированное признанием недействительными муниципальных выборов в июне 2018 года, или продвигающийся с трудом (с полугодовыми задержками) судебный процесс по делу главного подозреваемого в краже миллиарда – Илана Шора. С другой стороны, упрощение процедур ведения бизнеса, в особенности для иностранцев, также обеспечивает более высокую открытость. Этот комплекс факторов привёл к тому, что Соглашение об ассоциации превратилось из причины для введения эмбарго в благоприятную для торговли возможность проникновения на европейский рынок.

Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей, Борис Титов, подчеркнул заинтересованность в выходе на рынок ЕС через российские инвестиции в экономику Молдовы (Mold-Street, 29 августа 2018 г.). Эти намерения могут осуществиться после парламентских выборов 2019 года, на которых президент Игорь Додон хочет добиться как можно более хорошего результата Партии социалистов, в том числе, возможно, возглавив её предвыборный список. Большое количество депутатских мандатов у ПСРМ позволит и более эффективно содействовать возможной иммиграции российских инвесторов, с которыми президент Додон активно общался в течение первых 100 дней своего президентства.

Таким образом, несмотря на свою критическую риторику образца 2010-2016 гг. по поводу отрицательного влияния Соглашения об ассоциации, российские власти демонстрируют благосклонность к этому документу, которую взял на вооружение и президент Додон. В настоящее время он по-прежнему пунктуально критикует квоты на экспорт, которые он планирует заново согласовать с ЕС. Таким образом, дискуссии об отказе от Соглашения утратили какую-либо актуальность не только в Кишинёве, но и в Москве.

Борьба с коррупцией в Армении и затронутые российские интересы

Переориентация Армении на Запад в поисках жизнеспособных моделей экономического развития и стандартов политической культуры, отличающихся от стандартов Евразийского союза, может произойти лишь в зависимости от степени успешности реформ, проводимых в настоящее время. Наибольшее влияние на переориентацию Армении будет иметь место в том случае, если Россия станет оказывать слишком заметное давление по принципиальным вопросам (судебные процессы в отношении коррумпированных чиновников и т.д.). Широкая популярность премьер-министра Никола Пашиняна и отсутствие в настоящий момент интереса к пересмотру основ российско-армянского диалога предрасполагают к реформаторской повестке дня и дистанцированию от геополитических дискуссий, приводящих к поляризации общества.

Терпимость России к внутриармянскому прогрессу минимальна или вообще отсутствует, когда оказываются затронуты интересы клиентского типа или экономические интересы, связанные с российским государственным сектором. Однако, если правительство Пашиняна намерено бороться с коррупцией, то оно должно взять на себя противостояние прежней системе, которая, помимо прочего, передала на баланс России стратегические отрасли экономики (энергетику, железные дороги).

Расследование армянских инспекционных учреждений (Государственной комиссии по доходам), начатое в отношении филиала государственной компании „Российские железные дороги” в августе 2018 года, с изъятием официальной документации, по делу об уклонении от уплаты налогов (на 20 000 USD), предвещает неизбежный конфликт с узкими российскими интересами.

Влияние России внутри Евразийского союза, в том числе в Армении, основывается на разветвлённой сети неформальных связей клиентского типа. Это несовместимо с целью правительства Пашиняна, которое обещает воплотить в жизнь верховенство закона, независимую судебную систему и эффективную борьбу с коррупцией. В соответствии с этой повесткой дня, армянские правоохранительные органы проводят расследования и отдают под суд людей из прежних эшелонов политиков (Роберта Кочаряна, Юрия Хачатурова, причастных к подавлению протестов в 2008 году).

Жёсткая критика этих расследований, высказанная министром Сергеем Лавровым в августе 2018 года, демонстрирует недовольство в связи с непредсказуемыми и с трудом поддающимися манипуляциям Кремля изменениями, запущенными администрацией Пашиняна.

Во-первых, борьба с коррупцией затрагивает всех политических деятелей, то есть и тех, кто продвигает российские интересы. Вторым аспектом, беспокоящим российские власти, является экономическое воздействие на преступные схемы (связанные с уклонением от уплаты налогов, подтасовками в процессе приватизации и т.д.), выгодоприобретателями которых являются близкие к Кремлю группы. В-третьих, и в последнюю очередь, действия Армении поощряют практики и стандарты, отсутствующие внутри Евразийского союза, и повышают общественный интерес к „армянской модели” функционирования правосудия и даже самой демократии.

Первоначально Россия проявляла заинтересованность в сохранении ситуации без изменений, до постепенной настройки новой политической системы. Приемлемая для России действительность должна была соблюдать баланс интересов между прежней элитой, многочисленной и связываемой с  существующей ныне коррупцией, и новой элитой, чьё политическое будущее зависит от способности преобразовать государственные учреждения в работоспособные и незапятнанные структуры.

Вместо заключения...

В отличие от Молдовы, где ЕС безоговорочно поддерживает как можно более эффективную антикоррупционную политику, в Армении для России присутствует соблазн препятствовать усилиям администрации Пашиняна по демонтажу коррупционных практик, особенно если к ним причастны лица, близкие к Кремлю.

Хотя у России имеются идеологические расхождения с Евросоюзом, она способна легко их преодолевать, когда на кону стоят прагматичные экономические интересы. Предрасположенность России к имеющемуся у Молдовы Соглашению об ассоциации свидетельствует о двуличности российской политики. Так, российские власти не отменяют торговые ограничения для молдавских производителей, введённые в 2013 году под предлогом предотвращения негативных последствий Соглашения с ЕС (в виде реэкспорта). Но, одновременно с сохранением этих ограничений, представители режима Владимира Путина заинтересованы в преимуществах этого же Соглашения для российского бизнеса.

Непоследовательность России в отношении Соглашения объясняется острой нехваткой приверженности конструктивным принципам в двусторонних отношениях с другими странами, иным, нежели основанным на силе, запугивании и асимметричной эксплуатации экономических выгод. В силу этих обстоятельств, продемократические политические силы в Молдове и Армении имеют реальные шансы преобразовать общество в своих странах, при поддержке Соглашения об ассоциации или в его отсутствие, если они будут пользоваться широкой народной поддержкой и продемонстрируют добропорядочность своей политической воли.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции. 

You use the ADS Blocker component.
IPN is maintained from advertising.
Support the Free Press! Some features may be blocked, please disable the ADS Blocker component.
Thanks for understanding!
IPN Team.