Начиная со следующего года, полиция сможет сразу реагировать на случаи домашнего насилия, выдавая при необходимости незамедлительное защитное предписание. Агрессора будут изымать из семьи на срок до десяти дней, в течение которых жертва сможет запросить в суде защитное предписание на 30-дневный срок.
Директор Правового центра по делам женщин, который руководит секретариатом Национальной коалиции „Жизнь без насилия в семье”, Ангелина Запорожан-Пыргарь, сообщила IPN о том, что с марта 2017 года вступит в действие целый ряд рычагов для сдерживания семейных агрессоров, в том числе применение запретительного судебного приказа. Если же этот приказ будет нарушен, то агрессору может грозить арест.
В настоящее время защитное предписание выдаётся судьями, и проходит очень много времени, прежде чем жертва добирается до суда. Были случаи, когда женщины, ставшие жертвами насилия, неоднократно подавали жалобы в полицию, не зная о том, что у них есть право получить защитное предписание и обратиться напрямую в суд.
„В каждой местной общине есть полицейский, но не в каждом населённом пункте у нас есть судья. Когда информация о произошедшем будет поступать прямо в полицию, она сможет реагировать сразу же, выдавая незамедлительное защитное предписание. Полиция должна будет взять на себя очень активную роль в деле предотвращения и борьбы с насилием”, - отметила Ангелина Запорожан-Пыргарь.
Она пояснила, что незамедлительное защитное предписание позволяет изъять агрессора из семьи. У него изымаются ключи, что лишает его доступа в дом, он не имеет права приближаться к жертве, контактировать с ней. В случае нарушения незамедлительного защитного предписания агрессор будет привлечён к административной ответственности, если же за это время был издан запретительный судебный приказ, и агрессор его нарушил, то он подлежит уголовной ответственности, что является нововведением в отечественном законодательстве. За нарушение защитного предписания теперь полагается административный арест и труд в пользу общества.
По словам Ангелины Запорожан-Пыргарь, полиции будет принадлежать основная роль в деле незамедлительного реагирования и информирования агрессора о том, что его ждёт, если он продолжит терроризировать жертву. Цель нововведения не состоит в том, чтобы заполнить тюрьмы семейными агрессорами, а потому необходимы программы по их перевоспитанию. „Значительная часть агрессоров прибегают к такому поведению намеренно, чтобы иметь контроль и власть над своей жертвой. Нужно работать над осознанием того факта, что такое поведение является насилием, и почему именно. По утверждениям экспертов, агрессоры ведут себя так из-за привилегий, которые, как они думают, у них имеются, и которые нужно уважать. Например, что к моменту их возвращения с работы еда должна быть готова, дети – ухожены, везде должно было чисто и т.д.”, - объяснила Ангелина Запорожан-Пыргарь.
По её словам, проблема коренится в нашем обществе и социальных ролях семьи, женщин и мужчин. В ходе опроса, проведённого в 2015 году, около 50% мужчин заявили, что ролью женщины является забота о доме и детях. Ещё около 40% считают, что вина за изнасилование ложится на саму женщину, из-за её поведения.
В качестве возможного решения по перевоспитанию семейных агрессоров Ангелина Запорожан-Пыргарь рекомендует внедрить на местном уровне услуги для этой категории лиц. Такие услуги в настоящее время оказывает только специализированный центр в Дрокии, но необходимо расширить их до уровня всей страны. Для этого нужно финансирование. Таким образом, агрессора будут не сажать в тюрьму, а освобождать с условием посещения службы по оказанию поддержки.