Десятилетие Восточного партнёрства является поводом переосмыслить ВП и придать толчок его реализации. Оно также даёт возможность обрисовать будущее этого проекта посредством всеобъемлющего и реализуемого подхода, считает аналитик ИРСИ „Viitorul” Эдуард Цугуй. По словам эксперта, реформы, направленные на укрепление демократии и правового государства в шести бывших советских республиках, по-прежнему необходимы. Формула „больше за большее” по-прежнему является вызовом, особенно для трёх государств, реализующих Соглашения об ассоциации и объявивших вступление в Европейский союз своей приоритетной целью, передаёт IPN.
На страницах Информационного бюллетеня Эдуард Цугуй отмечает, что 7 мая 2009 года, на первом саммите высокого уровня в Праге, был дан официальный старт Восточному партнёрству – проекту, созданному в качестве восточного измерения Европейской политики соседства. Заявление Европейской комиссии от декабря 2008 года „Восточное партнёрство”, лёгшее в основу нового проекта, исходило из предпосылки о том, что „Европейский союз жизненно заинтересован в обеспечении стабильности, улучшении управления и в экономическом развитии на своих восточных границах”, а ВП должно ещё больше укрепить отношения между ЕС и его восточными соседями.
Глобальными целями Восточного партнёрства являются политическая ассоциация и экономическая интеграция между Европейским союзом и шестью постсоветскими государствами Восточной Европы и Южного Кавказа (Беларусью, Республикой Молдова, Украиной, Арменией, Азербайджаном и Грузией) путём принятия новых двусторонних обязательств и новой институционализированной структуры многостороннего сотрудничества на четырёх тематических платформах: демократия, благое управление и стабильность; экономическая интеграция и сближение с политикой ЕС; энергетическая безопасность; контакты между людьми.
В публикации отмечается, что запуск и внедрение ВП проходили в сложной международной и европейской обстановке, когда ряд факторов препятствовали успешной реализации проекта. Прежде всего, непросто развивались события внутри самого Европейского союза. Кризис суверенного долга в еврозоне и финансовая нестабильность государств-членов ЕС из Центральной и Восточной Европы, Брексит и сопутствующие переговоры – таковы были внутренние риски и неопределённость, присутствовавшие в Евросоюзе. Во-вторых, „арабская революция” и война в Сирии потребовали большего внимания Европейского союза к его южным соседям. В частности, давление порождала необходимость управления проблемой иммигрантов из этого региона.
В-третьих, Европейский союз не ожидал такой реакции России на геополитические перестановки в её „ближнем соседстве”: она разожгла войну в Украине, усилила армяно-азербайджанскую напряжённость, чтобы заблокировать подписание Соглашения об ассоциации с Арменией, наложила торговые ограничения на Республику Молдова и продолжает оказывать давление на Беларусь. Наконец, во внутриполитических процессах государств ВП по-прежнему доминируют олигархические или авторитарные режимы, которые блокируют реформы, а политические условия и финансовые инструменты ЕС являются недостаточными в условиях отсутствия перспектив вступления в Европейский союз.
Тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные процессы, в ЕС и странах ВП были люди, которые верили в европейское и процветающее будущее региона и продвигали реформы. Это доказывает, что Европейский союз со временем разработал сложный механизм взаимодействия со странами ВП, в том числе согласовал или подписал новые политико-правовые соглашения, достиг договорённостей по поводу новых торговых режимов и новых моделей взаимодействия с гражданским обществом. На последнем саммите Восточного партнёрства, состоявшемся в 2017 году в Брюсселе, цели проекта были реанимированы путём принятия „20 ключевых результатов к 2020 году”, которые принесут гражданам ощутимые результаты.
Республика Молдова, Грузия и Украина подписали и реализуют Соглашения об ассоциации, включающие в себя Соглашения об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, а граждане этих стран пользуются либерализованным визовым режимом. Подписано новое соглашение о партнёрстве с Арменией и ведутся переговоры о новых политических отношениях с Азербайджаном и Беларусью. ЕС стал основным торговым партнёром стран ВП, за исключением Беларуси, а европейские инвестиции создали тысячи рабочих мест в регионе. Страны ВП получают техническую и финансовую помощь для институциональной модернизации и создания физической инфраструктуры, в то время как бизнес, научное сообщество, гражданское общество и молодёжь пользуются всё большим числом программ и проектов, финансируемых Европейским союзом.